Поиск по творчеству и критике
Cлова начинающиеся на цифры
Показаны лучшие 100 слов (из 285).
Чтобы посмотреть все варианты, нажмите
Несколько случайно найденных страниц
Входимость: 1. Размер: 9кб.
Часть текста: сути, Короленко почти 40 лет прожил в Украине. Причем половину своей жизни он провел в Житомире и Полтаве. Две губернские столицы тогдашней Малороссии стали «альфой и омегой» жизненного пути писателя, во многом повлияв не только на его литературное творчество, но и прежде всего — на абсолютную и бескомпромиссную гражданскую честность, постоянное проявление которой позволило Максиму Горькому сказать о Короленко: «Среди русских культурных людей я не встречал человека с таким неутомимым стремлением к правде-справедливости». Бесспорно, первые ростки этого «стремления к правде» появились в душе Короленко еще в «волынском» детстве. Житомир, где появился на свет будущий писатель 15(27) июля 1853 года (в доме, в котором родился Короленко, в 1973 году открыт мемориальный музей), был тогда столицей большой Волынской губернии — уникального в то время региона с хитросплетением политических, национальных и религиозных особенностей. Еще совсем недавно (до 1793 года) эта старинная украинская земля была частью Речи Посполитой, о чем напоминали десятки польских сел и городков, множество костелов, а также — наибольший процент поляков среди всех малороссийских губерний. Польский язык в середине ХIХ века оставался родным для многих житомирян. Католицизм, который был в Российской империи верой «второго сорта», на Волыни почти не уступал позиций православию. Дополнял этнорелигиозный портрет Волыни традиционно большой процент евреев (в Житомире, а тем более в соседнем Бердичеве в ХIХ веке евреи преобладали в количественном составе населения). «Интернационализм» царил и в семье Короленко: отец был украинцем, мать — полькой. Поэтому, находясь в такой полиэтнической среде, Володя еще в раннем детстве познакомился с разнообразием культурных традиций Полесья и Волыни. Доминирующим было влияние украинского фактора. Среди жителей края еще жила память о...
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Часть текста: с такими задачами и такого масштаба, как Ваша, есть еще сложный образ, в который должны слиться отдельные детали. Это вопрос перспективы, то есть вопрос тоже художественный, и тут-то, на мой взгляд, у Вас есть большой грех, сильно подчеркиваемый еще нехудожественным обилием рассуждений. Всюду Вы говорите о жизни в ее широком значении и даете картину исключительного, экзотического, искусственно обстроенного уголка жизни, какую-то теплицу, где взращиваются "вне времени и пространства" три цветка одновременной любви Абашева. Рисуете какого-то римского Петрония в российской Абашевке и в рассуждениях постоянно прибавляете: во всех невзгодах нашей жизни виновато христианство. Но, во-первых,-- мне это представляется не жизнью, а теплицей с слишком пряной атмосферой (говорю "пряной", конечно, не в эротическом смысле), а, во-вторых, Петроний был язычник, а пришел к тем же выводам. Таким образом, рассуждения остаются сами по себе, образы сами по себе. Правда, можно сказать, что эти рассуждения должны характеризовать умонастроение Абашева. Но для этого они слишком длинны и детальны. Если бы в романе был выведен, положим, математик, то пришлось бы дать характерные черты его "математического" ума. Но едва ли было бы правильно приводить целиком его докторскую диссертацию, как бы она ни была интересна в своем месте. Красота языка, литературность многих бесед тоже по временам превосходят меру и переходят в излишнюю изысканность, что à la longue 2 дает довольно устойчивое отрицательное (не художественное) впечатление. Таким образом, мне кажется, что противоречия у меня нет. Похоже на то, как если бы к перевозчику привезли гору всяких вещей, среди которых есть несколько очень ценных. Признавая, что они действительно ценны и сделаны талантливой рукой,-- он не может перевезти их со всем антуражем в своей небольшой лодке. Есть в Вашем письме...
Входимость: 1. Размер: 9кб.
Часть текста: комнаты с темными обоями и черными дверьми и "корректурного бюро Студенского". С этого времени начинается для меня новый период жизни и новое настроение... Петровская академия была открыта 21 ноября 1865 года во дворце, принадлежавшем когда-то Разумовскому *. Ровесница крестьянской реформы, академия отразила на первом уставе своем веяния того времени. По этому уставу никаких предварительных испытаний или аттестатов для поступления не требовалось. Лекции мог слушать каждый по желанию -- какие и сколько угодно. Кроме постоянных слушателей, допускались и посторонние с платою по шестнадцати копеек за лекцию. Первые три лекции, если разрешал профессор, могли быть и бесплатными. Переходных курсовых испытаний не полагалось, а были лишь окончательные экзамены для лиц, желающих получить диплом. Курс был трехгодичный, но экзамены можно было сдавать в какие угодно сроки... Группа студентов заявляла о своем желании, и профессор назначал день экзамена. По выдержании экзаменов по всем предметам выдавался диплом на степень кандидата. На слушателей смотрели, "как на граждан, сознательно избирающих круг деятельности и не нуждающихся в...
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Часть текста: 1 . Получите, значит, 5-го, а в "Русскую мысль" мне случалось посылать к 10-му. Утешьте меня милостивым словом,-- ведь наверное книга выйдет в срок. Правда -- цензура! Боюсь немного за эту главу. А если эта пройдет,-- значит, остальные пролетят пташками! Следующую не задержу. Тем более, что часть уже написана, но я ее пока отменил (ох, боюсь, как бы в типографии не спутали: я сначала послал 12 страниц. Из них должны пойти только 6 первых (и то на шестой несколько последних строк тоже выкидывается), а 5 последних, где идет речь об организации продовольственного дела в старину и теперь -- пока отлагаю (7-я и следующие); я вчера послал опять с седьмой. Вообще -- организацию продовольственного дела нужно пока изъять и из заголовка. Вместе с сим убедительно прошу прислать мне поскорее корректурные оттиски (они нужны мне для справок при продолжении, так как эта глава большей частью написана вновь и только часть -- перепечатка, а черновых у меня нет). С великим наслаждением прочитал я Вашу статью о Мережковском 2 и особенно рад был встретить строки об истинном религиозном чувстве и об истинном идеализме. Вы ведь знаете: я тоже немножко... того. Впрочем -- не тоже, потому что и якобы философские идеализмы Волынского 3 , с реабилитацией гоголевской переписки, и "собачьи" мистицизмы Мережковского 4 -- меня глубоко возмущают. Мой взгляд на этот предмет высказан (к сожалению, очень неясно) в "Тенях" 5 . Нужно глядеть вперед, а не назад, нужно искать разрешения сомнений, истекающих из положительных знаний, а не подавления их в себе. Всякий -- кто служит истине, хотя бы и самой беспощадной -- служит и...
Входимость: 1. Размер: 4кб.
Часть текста: их Вы встретите во всякой литературной яме; издательство старика Пастухова 4 говорит, даже вопиет против издания, а В. Н. Пастухов... Очень верю его добрым желаниям, но ими вымощен ад, во-первых, а во-вторых, ведь он же редактирует "Нижегородскую почту" и у него с души не воротит. Неужели Вы, Марья Морицовна, пожелали бы видеть меня, Вашего старого знакомого лучших времен,-- в этом обществе, без малейшей пользы притом для самого дела, если не говорить о пользе, выражаемой в такой-то сумме? Нет, Марья Морицовна! По поводу других предложений я и не разговаривал и если теперь разговариваю и выставляю аргументы, то это потому, что мне приходится иметь дело с Вами, отказывать в Вашей просьбе. Тем не менее я вижу, что всего лучше покончить дело сразу. Скажите то, что я Вам говорил с самого начала: пишу я мало, теперь уезжаю, имею много других обязательств, наконец просто не иду к Пастухову. Я слышал уже и раньше такое соображение: неужели порядочное дело не может идти потому только, что...