• Приглашаем посетить наш сайт
    Ахматова (ahmatova.niv.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1842"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y
    Поиск  
    1. Трагедия великого юмориста
    Входимость: 8. Размер: 131кб.
    2. История моего современника. Книга вторая. Примечания
    Входимость: 5. Размер: 72кб.
    3. Короленко Софья. Книга об отце. Примечания
    Входимость: 4. Размер: 56кб.
    4. История моего современника. Книга четвертая. Примечания
    Входимость: 3. Размер: 110кб.
    5. Торжество победителей
    Входимость: 2. Размер: 37кб.
    6. Старец Федор Кузьмич
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    7. Короленко В. Г. - Шаляпину Ф. И., 11 января 1904 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    8. Короленко В. Г. - Козловскому В. С., 20 сентября 1887 г.
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    9. Софрон Иванович
    Входимость: 1. Размер: 105кб.
    10. Короленко В. Г. - Короленко Э. И., 12 апреля 1899 г.
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    11. Коган Н. Л. - Короленко В. Г., 1 апреля 1891 г.
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    12. Земли! Земли! Комментарии
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    13. Случайные заметки. Из записок Павла Андреевича Тентетникова
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    14. С двух сторон. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    15. Короленко В. Г. - Сажину М. П., 4/17 ноября 1920 г.
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    16. Короленко В. Г. - Журину март 1917 г.
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    17. Короленко В. Г. - Сведенцову И. И., 14 марта 1893 г.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    18. В голодный год. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    19. Короленко В. Г. - Короленко А. С., 18 сентября 1889 г.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    20. Дневник Короленко 1917-1921. 1917 год. Комментарии
    Входимость: 1. Размер: 41кб.
    21. Короленко В. Г. - Михайловскому Н. К., 31 декабря 1887 г. -- 1 января 1888 г.
    Входимость: 1. Размер: 9кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Трагедия великого юмориста
    Входимость: 8. Размер: 131кб.
    Часть текста: лицах которых, кажется, век не проскальзывала улыбка, притопывали ногами и вздрагивали плечами... Все неслось, все танцовало"... Но вот: "Гром, хохот, песни слышатся все тише и тише, смычок умирает, слабея и теряя неясные звуки в пустоте воздуха. Еще слышалось где-то топанье, что-то похожее на ропот отдаленного моря, и скоро все стало пусто и глухо... Не так ли и радость, прекрасная и непостоянная гостья, улетает от нас, и напрасно одинокий звук думает выразить веселье. В собственном эхе слышит он уже грусть и пустынно и дико внемлет ему. Не так ли резвые други бурной и вольной юности, по одиночке, один за другим, теряются по свету и оставляют, наконец, одного старинного брата их... Скучно оставленному! И тяжело, и грустно становится сердцу, и нечем помочь ему"... Это написано в 1829 году. Значит, этот крик щемящей тоски вслед за кипучим и бьющим через край весельем вырвался из груди двадцатилетнего юноши! Таких смен настроения в произведениях Гоголя очень много, и они указывают на глубокую, прирожденную черту темперамента. Именно прирожденную: это было наследство, полученное великим русским юмористом от отца. Уже биография...
    2. История моего современника. Книга вторая. Примечания
    Входимость: 5. Размер: 72кб.
    Часть текста: Это десятилетие было трудным и напряженным в жизни Короленко. В 1910 году он прервал работу над "Историей моего современника", чтобы написать "Бытовое явление", а затем "Черты военного правосудия". Но и закончив эти свои статьи, имевшие громадный политический резонанс, он не смог взяться за продолжение прерванной работы. В июле 1911 года Короленко писал Т. А. Богданович: "Крепко засел за работу, лихорадочно стараясь наверстать, покончить с "Чертами" и взяться за "Современника". Я жадно думал о том, когда поставлю точку, отошлю в набор и возьмусь за работу "из головы". Теперь все это перевернулось... У меня за десять лет собран ужасающий материал об истязаниях по застенкам. С каждым новым известием я чувствую все более и более, что ничего другого я работать не буду, пока не выгружу этого материала. Сначала я даже возмутился и решил, что сажусь за "Современника" и пишу о том-то. А в то же самое время в голове идет свое: "Статью ...
    3. Короленко Софья. Книга об отце. Примечания
    Входимость: 4. Размер: 56кб.
    Часть текста: С 1909 г. редактор журнала "Вестник Европы". -- 35, 40, 41, 43, 55. Архангельский В. Г. -- бывший член II Государственной думы. Заключенный в нижегородскую тюрьму, он пересылал Короленко сведения о смертниках. -- 221. Батюшков Ф. Д. (1857-1920)--историк литературы, критик, профессор, член редакции журнала "Мир божий", позднее -- "Современный мир". -- 48, 50, 54, 61, 82, 93, 118, 122, 243. Белинская А. И. -- бывшая ссыльная, поселившаяся в Пол­таве. -- 53. Бейлис Мендель -- приказчик кирпичного завода Зайцева в Киеве. Обвинялся в убийстве мальчика Андрея Ющинского с ритуальной целью. Оправдан судом в октябре 1913 г. --246-253, 271, 357. Белоконский И. П. (1855-1931) --земский деятель, публи­цист. В 1879 г. был выслан на 5 лет в Енисейскую губернию. По возвращении поселился в Харькове. Регулярно переписы­вался с Короленко("Письма В. Г. Короленко к И. П. Белоконскому". М., "Задруга", 1922). -- 325, 347. Бельгард А. Н. -- полтавский губернатор с 1896 по 28 апре­ля 1902 г. --74, 75. Беренштам В. В. (1870-1920) --адвокат, литератор. --53. Берне Людвиг (1786-1837)--немецкий публицист, автор "Парижских писем" (1830-1833), знакомивших немцев с рево­люционными событиями во Франции. --116. Бобриков Н. И. (1839-1904)--генерал, с 1898 г. финлянд­ский генерал-губернатор. Жестоко подавлял национальное дви­жение. В июне 1904 г. убит финским террористом Е. Шауманом--24-30, 129. Бобринский В. А., граф -- крупный помещик, сахарозавод­чик. Член Государственной думы II, III, IV созыва от Тульской губернии. Лидер националистов. В III Думе отстаивал обрусе­ние окраин. --280....
    4. История моего современника. Книга четвертая. Примечания
    Входимость: 3. Размер: 110кб.
    Часть текста: писал С. Д. Протопопову: "У меня сильная усталость сердца. Если прибавить, что Полтава около десяти раз переходила из рук в руки, что каждый раз приходится хлопотать о какой-нибудь стороне, что дело идет часто о жизнях, то легко понять, что сердцу успокоиться не на чем и усталость все прогрессирует". В декабре 1920 года Короленко пишет В. Н. Григорьеву: "Не знаю, удастся ли мне довести "Историю" до наших дней. Это очень много, но буду стараться, пока хватит силы". С конца 1920 года Короленко приступил к работе над четвертой книгой и писал ее до середины декабря 1921 года. Работая над третьей и четвертой книгами "Истории моего современника", Короленко перечитывал свои письма к родным из тюрем и ссылок, обращался к своим старым записным книжкам и наброскам, следил за статьями в "Былом". Но главным источником служила писателю все же его память, сохранившая огромное количество фактов, имен, дат, географических названий, связанных с описываемым им временем и событиями. "Записей я тогда никаких не делал, и мне все приходится восстанавливать по памяти. Память у меня старческая: ярко сохранилось прошлое",-- писал он И. П. Белоконскому 29 марта 1920 года. "Так живо встают старые друзья и подернутые туманом прошлого эпизоды", -- пишет Короленко Н. С. Тютчеву. С начала 1921 года здоровье Короленко резко ухудшилось, но и в эти последние месяцы жизни он вел обширную переписку с И. П. Белоконским. Н. С. Тютчевым, О. В. Аптекманом, М. П. Сажиным, А. А. Дробыш-Дробышевским и другими товарищами по ссылке, с родными умерших товарищей и другими лицами, неустанно проверяя и уточняя свои воспоминания. В марте 1921 года слухи о тяжелой болезни Короленко дошли до Москвы. В. И. Ленин написал наркомздраву Семашко письмо, в котором просил его принять меры, чтобы отправить Короленко для лечения в Германию. Но Короленко не захотел уехать за границу. Он...
    5. Торжество победителей
    Входимость: 2. Размер: 37кб.
    Часть текста: о нем и молился, и благовествовал, что получил в награду за все это обещание от Святого Духа: не умреши старче, дондеже не узриши пришествия. И когда Младенца Иисуса принесли в храм, -- он взял его на руки и изрек: -- Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу твоему с миром... Яко видеста очи мой... Нечто подобное, по реляции комиссара Луначарского, произошло теперь, но не в храме, а в одной из комнат Зимнего дворца. "Большой, весь белый старик с длинной седой бородой" предстал пред г. Луначарским и говорит ему: -- Не думал, когда писал эти строки, что буду читать их в Зимнем дворце. И старец читает стихи... Конечно, приветственные, так сказать, на новоселье. Гражданин Луначарский, как критик, очень их одобряет. Стихи, по его словам, "полны стальных отблесков, они мускулисты, свежи, задорны и (даже) крылаты". Они говорят о том, что "самый близкий к сверхчеловеку тип создается в России, это -- "большевик" 14 . И еще он говорит: -- Я стар и скоро умру. Но глаза мои видели утро нового мира ("яко видеста очи мои")... И я умру счастливым, видя победу настоящей свободы. Наконец (и это, может быть самое существенное): -- Я хотел бы в последние годы служить восставшему народу в его...
    6. Старец Федор Кузьмич
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    Часть текста: Красноуфимска, Пермской губернии, подъехал верхом неизвестный человек, в простом крестьянском кафтане, и попросил подковать ему лошадь. Много, без сомнения, всякого звания людей проезжало по Красноуфимскому тракту, и многие из них подковывали своих лошадей, свободно отвечая на обычные вопросы любопытных кузнецов. Но в фигуре незнакомца было, повидимому, что-то особенное, обращавшее внимание, а обычные "придорожные" разговоры он поддерживал, может быть, неумело и уклончиво. Может быть, также, что и одежда была для него не совсем привычна, и в окружающей обстановке он ориентировался плохо. Как бы то ни было,-- разговор с кузнецами закончился тем, что неизвестного задержали и, по российской традиции, представили для разрешения недоумений "по начальству"... На допросе он назвался крестьянином Федором Кузьмичем, но на дальнейшие вопросы отвечать отказался и объявил себя бродягой, не помнящим родства. Последовал, конечно, суд за бродяжество и, "на основании существующих узаконений", приговор: двадцать ударов плетей и ссылка в каторжные работы. Несмотря на многократные убеждения местных властей, относившихся с невольной симпатией к незнакомцу, в манерах которого чувствовалось, повидимому, какое-то превосходство,-- он стоял на своем, принял свои двадцать ударов, и 26 марта 1837 г. не помнящий родства бродяга Федор Кузьмич прибыл с арестантской партией в дер. Зерцалы, Боготольской волости, близ гор. Ачинска {"Русская стар.", янв., февр., март 1892 г. Справка из экспед. о ссыльных ...
    7. Короленко В. Г. - Шаляпину Ф. И., 11 января 1904 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    Часть текста: Короленко В. Г. - Шаляпину Ф. И., 11 января 1904 г. Ф. И. ШАЛЯПИНУ  11 января 1904 г., Полтава. Милостивый государь Федор Иванович. По поручению моих земляков, украинцев, позволяю себе обратиться к Вам с нижеследующей просьбой. В половине февраля, приблизительно около 17-го, в Петербурге предполагается концерт, посвященный известному композитору Лысенку 1 и составленный из его произведений. Устроители считали бы большим залогом успеха этого вечера (во всех отношениях), если бы могли заручиться Вашим согласием -- исполнить в предполагаемом концерте несколько номеров из лысенковских композиций. Своим согласием Вы заслужили бы признательность многочисленных почитателей Николая Виталиевича и помогли бы им усилить значение предполагаемого чествования этого заслуженного работника на родственной и Вам ниве. Лично я буду очень признателен за возможно скорый ответ по следующему адресу: Полтава, Мало-Садовая, дом Будаговского, Владимиру Галактионовичу Короленко. Примите уверение в искреннем уважении Вл. Короленко.   Примечания Публикуется впервые. Печатается по оттиску в копировальной книге. На полях оттиска отметка Короленко: "Послано заказным. Ответа не удостоили!" Федор Иванович Шаляпин (1873--1938) -- известный артист. 1 Николай Витальевич Лысенко (1842--1912) -- крупнейший украинский композитор, автор опер "Наталка Полтавка" и "Тарас Бульба", собиратель украинской народной песни.
    8. Короленко В. Г. - Козловскому В. С., 20 сентября 1887 г.
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    Часть текста: меня и ранее: в чем сущность романтизма? Я перечитал кое-что по этому предмету, но, признаюсь, ответ только еще начинает складываться в моем уме. Брандес 1 в своих "Strömungen" дает в сущности ряд блестящих и очень метких характеристик романтических писателей, дает также и психологические очерки романтического настроения, но самой сущности того, что называется романтизмом -- не определяет. Шиллер в "Разбойниках" несомненный романтик -- и он революционен. Остальной немецкий романтизм представляет неопределенные томления и реакцию. Французский романтизм в лице самого яркого своего представителя В. Гюго не имеет ничего общего ни с "голубым цветком" 2 , ни с томлениями Тика 3 и братии,-- и однако он не менее романтичен. У одних реакция против "гордыни ума" в пользу чувства (Wenn die so singen oder küssen, mehr als die tiefgelehrten wissen 4 ); у других титаническая борьба вооруженной знанием мысли... Где же тут то общее, что связывает все эти контрасты в одном определении "Романтизма"? Вот вопрос, который я себе поставил, и хотя пока не могу считать его для себя решенным (для этого намереваюсь обратиться к литературным источникам из периода возникновения и борьбы молодого романтизма с "классиками"), -- однако ответ отчасти предчувствую, и если он верен, то едва ли я вполне могу примкнуть к романтизму, по крайней мере сознательно (художественное творчество не всегда соответствует, тем или другим убеждениям и взглядам автора на искусство). Однако и крайний реализм, например французский, нашедший у нас столько подражателей,-- мне органически противен. В одной из...
    9. Софрон Иванович
    Входимость: 1. Размер: 105кб.
    Часть текста: человека в Копенгагене, в музее Торвальдсена. Ни один музей в мире не производил на меня более сильного впечатления, хотя, несомненно, есть много музеев и богаче, и разнообразнее. Музей Торвальдсена -- это гигантский саркофаг, воздвигнутый над скромной могилой художника. Строгое, простое, почти без всяких украшений здание охватывает с четырех сторон небольшой дворик. Посередине дворика, обставленная цветами, лежит скромная каменная плита, на плите простая надпись; "Bertel Thorwaldsen". Кругом в четырехугольном здании коридоры и залы, в которых собрано в оригиналах или копиях все, сделанное художником, и все, что имеет, к нему отношение. Торвальдсен спит здесь, под этим камнем, окруженный своими творениями... Есть что-то возвышенное и трогательное в этой символической связи жизни и смерти. В тот день небо над Копенгагеном было мглистое и серое. По временам моросил дождик, падая сверху на дворик, на асфальтовый мозаичный пол, на зелень кругом могилы и на плиту. Около...
    10. Короленко В. Г. - Короленко Э. И., 12 апреля 1899 г.
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    Часть текста: 1772 года была подтверждена нашими законами, а Бобриков написал, что это есть "извращение истины" и что никогда этот "шведский закон с высоты Престола подтвержден не был". Далее говорилось, что такие статьи поддерживают финский сепаратизм и даже мешают осуществлению благих намерений его величества. Одним словом, бумага была свирепая. Соловьев пригласил к себе нашего редактора 4 , вместо которого, конечно, поехал я, -- и посоветовал "дружески", чтобы мы в следующей книжке от себя напечатали поправку,-- дескать, мы или наш сотрудник ошибся и т. д. Я отвечал, что мы справимся, если генерал Бобриков прав, то, конечно, напечатаем поправку, но так как мне и теперь довольно очевидно, что прав наш сотрудник, то, конечно, от нас не потребуют извращения истины. Оказалось, что от нас требовали именно этого. На следующий день у меня с Соловьевым произошло довольно горячее объяснение, причем я наотрез отказался печатать от редакции что бы то ни было, а он грозил самыми серьезными...