• Приглашаем посетить наш сайт
    Техника (find-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1865"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y
    Поиск  
    1. История моего современника. Книга первая. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 57кб.
    2. Дневник Короленко 1917-1921. 1921 год
    Входимость: 2. Размер: 66кб.
    3. Дневник Короленко 1917-1921. 1920 год. Комментарии
    Входимость: 2. Размер: 48кб.
    4. Литератор-обыватель (старая орфография)
    Входимость: 2. Размер: 64кб.
    5. Сергей Николаевич Южаков (старая орфография)
    Входимость: 2. Размер: 30кб.
    6. Короленко В. Г. - Абельдяеву Д. А., 30 октября 1910 г.
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    7. Короленко В. Г. - Голубеву П. А., 24--25 июля 1888 г.
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    8. Короленко В. Г. - Абрамовой M. M., 17 июня 1889 г.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    9. Война, отечество и человечество
    Входимость: 1. Размер: 95кб.
    10. Короленко В. Г. - Михайловскому Н. К., 3 марта 1893 г.
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    11. История моего современника. Книга вторая. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 72кб.
    12. История моего современника. Книга вторая. Часть третья. I. Первые впечатления
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    13. Бовкун С.: Житомирское детство Владимира Короленко
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    14. Короленко Софья. Книга об отце. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 56кб.
    15. Софрон Иванович
    Входимость: 1. Размер: 105кб.
    16. О Николае Федоровиче Анненском
    Входимость: 1. Размер: 39кб.
    17. Легенда о царе и декабристе
    Входимость: 1. Размер: 79кб.
    18. Трагедия великого юмориста
    Входимость: 1. Размер: 131кб.
    19. Земли! Земли! Комментарии
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    20. Короленко В. Г. - Волошенко И. Ф., 4 января 1903 г.
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    21. История моего современника. Книга первая. XXII. Наши бунты... Генерал-губернатор и директор
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    22. Короленко В. Г. - Ивановской П. С., 5 февраля 1903 г.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. История моего современника. Книга первая. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 57кб.
    Часть текста: что мог бы сделать много больше,-- писал он 16 июня 1920 года в письме к С. Д. Протопопову,-- если бы не разбрасывался между чистой беллетристикой, публицистикой и практическими мероприятиями вроде мултанского дела или помощи голодающим... но ничуть об этом не жалею... иначе не мог... Да и нужно было, чтобы литература в наше время не оставалась без участия в жизни". Какое большое значение писатель придавал этому произведению, видно из того, что он, будучи уже смертельно больным, продолжал напряженно работать над четвертой книгой "Истории моего современника", стремясь продвинуть свое повествование возможно дальше. Свои воспоминания Короленко довел до приезда из сибирской ссылки в Н. -Новгород, то есть до 1885 года; они захватывают шестидесятые, семидесятые и начало восьмидесятых годов прошлого столетия. Роза Люксембург, которая переводила первый том "Истории моего современника" на немецкий язык, писала: "Это автобиография Короленко, высокохудожественное произведение и в то же время первоклассный культурно-исторический документ, который охватывает эпоху либеральных реформ Александра II, польское восстание, первые проявления оппозиционного и революционного движения в России и, таким образом, отражает в себе переходное время от старой крепостной России к современной капиталистической. При...
    2. Дневник Короленко 1917-1921. 1921 год
    Входимость: 2. Размер: 66кб.
    Часть текста: истерические крики. В конце концов это оказалась "милая шутка". Расстреливали "Старый год". Из-под лохмотьев оборванца появился бравый моряк, -- Новый год!! Я думаю, что в этом, вероятно, сразу была видна шутка, но... нельзя не сказать, что даже большевистские шутки не совсем уместны. Но, по первым рассказам, шутка была разыграна слишком натурально. [30 декабря 1920] 12 янв[аря] нов. ст. Вчера, когда мы собирались ложиться, к нам постучали. Сони еще не было. Она еще была на каком-то заседании. Мы ожидали только ее, чтобы лечь. Когда мы впустили стучавшихся, оказалось, что это чекисты. Молодой, довольно интеллигентный человек и несколько солдат. Я сидел за столом и, как это обыкновенно делаю перед сном, раскладывал пассианс. Это успокаивает нервы. Услышав шум, я оглянулся и увидел незнакомцев. Сначала я подумал, что это пришли к Косте товарищи меньшевики, и стал здороваться с ближайшими. Но скоро заметил оружие и прекратил. Они спросили, во 1-х, это ли дом No 1-й, а затем -- здесь ли живет Рудинский 1 . Мы ответили, что дом No 1 здесь, но Рудинский здесь не живет. Тогда они спросили, есть ли во дворе другие квартиры. Тетя 2 ответила (по неопытности в таких делах), что Рудинские живут в доме в глубине двора, и я не успел предупредить ее и попросить чекистов оставить нас в покое, т[ак] как в нашей квартире никакого Рудинского нет. Они получили нужные им сведения и ушли к Будаговскому, где действительно живет семья Рудинских, украинцев. Через некоторое время соседи прислали за Конст[антином] Ивановичем, прося его присутствовать в...
    3. Дневник Короленко 1917-1921. 1920 год. Комментарии
    Входимость: 2. Размер: 48кб.
    Часть текста: и вернулся в Полтаву уже после отступления Добровольческой армии. Дневник в это время Короленко не вел, но закончил статью "Земли! Земли!" и работал над третьим томом "Истории моего современника". 2 Сезеневская Е. О. -- давнишняя знакомая семьи Короленко. 3 В. Г. Короленко справедливо отмечает одну из самых "страшных черт" русского народа -- неоправданную доверчивость и покорность, о которой писали также В. В. Розанов, И. А. Бунин, М. А. Булгаков и др. Этот порок стал одной из причин и нынешнего ужасного состояния России. 4 Этот явно субъективный взгляд на происходившие события в России роднит В. Г. Короленко с такими ниспровергателями самодержавия, как Е. Д. Кускова, П. Н. Милюков, М. Осоргин и др. 5 Красная Армия вошла в Полтаву 10 декабря 1919 г. 6 О зверствах и ритуальных убийствах, совершенных киевской, харьковской и другими чрезвычайками, написано довольно много (достаточно привести, например, книгу С. П. Мельгунова "Красный террор в России", в которой была сделана попытка систематизировать и обобщить материал по "свежим следам"). Мы могли бы представить огромное число ужасающих фактов из "деятельности" киевских чрезвычаек, но ограничимся лишь некоторыми свидетельствами, близкими к тому, о чем писал в своем дневнике В. Г. Короленко. Так, в газете "Киевское эхо" (11, 16 и 19 сентября 1919 г.) был помещен репортаж о чудовищных жестокостях киевских...
    4. Литератор-обыватель (старая орфография)
    Входимость: 2. Размер: 64кб.
    Часть текста: изъ его предковъ, Григорiю Дахновичу, пожаловано польскимъ королемъ Сигизмундомъ III именiе Гацищи (гать, гатище) за какiя-то услуги при осаде Смоленска. Съ техъ поръ Дахновичи стали прибавлять къ фамилiи кличку (przydomek) Гацискiй. Жена лекаря и мать нашего писателя Александра Серафимовича Гацискаго, Генрiетта Свобода, была дочь французскаго эмигранта. Настоящая фамилiя ея отца осталась неизвестной. Свободой онъ назывался потому, что прiобрелъ за несколько франковъ у чеха Свободы узаконенный паспортъ, съ которымъ и прибылъ въ Россiю. Здесь онъ поселился въ Ревеле и унесъ съ собой въ могилу тайну своей прошлой жизни. Былъ ли это аристократъ, бежавшiй отъ преследованiя конвента, или, наоборотъ, ярый якобинецъ, имевшiй основанiе молчать о своей деятельности передъ русскимъ правительствомъ, благопрiятствовавшимъ аристократической эмиграцiи,-- сказать теперь невозможно. Несомненно только одно, что мальчикъ Александръ Гацискiй, прибывшiи съ отцомъ въ Нижнiй-Новгородъ въ ноябре 1847 г., наследовалъ частiю кровь польскаго гербоваго шляхтича, частiю же французскаго выходца временъ революцiи, женившагося, вдобавокъ, на ревельской немке. Въ шутливой "Некрологiи старца Александра" (написанной къ своему литературному юбилею въ 1889 г.) самъ Александръ Серафимовичъ отмечаетъ то обстоятельство, что юные годы его протекли подъ многоразличнымъ воздействiемъ несколькихъ нацiональныхъ началъ: "польскаго (отъ отца), французско-ревельскаго (отъ матери),...
    5. Сергей Николаевич Южаков (старая орфография)
    Входимость: 2. Размер: 30кб.
    Часть текста: Его родители были теми исключенiями изъ общаго правила, которыхъ, къ счастью, и въ те времена было не мало. Отецъ,-- въ те годы человекъ уже пожилой,-- принадлежалъ къ поколенiю двадцатыхъ годовъ, среди котораго уже тогда были "романтики-идеалисты", мечтавшiе о реформе крепостного права. Онъ любилъ народъ, мужика, солдата,-- и эта любовь не была только теоретической: общенiе съ простыми людьми доставляло ему удовольствiе и нравственный отдыхъ. Онъ никогда никого не билъ, и вообще для того времени и той среды это былъ феноменъ, вызывавшiй недоуменiе и осужденiе. Какъ человекъ твердый въ своихъ убежденiяхъ и нравственно-авторитетный, онъ умелъ не подчиниться, а подчинить до известной степени среду своимъ взглядамъ, которые проводились и въ воспитанiи детей. Родители старались по возможности уберечь сына и дочь отъ зрелища грубости и страданiй. Живя въ Новой-Одессе,-- военномъ поселенiи на берегу Буга,-- дети ездили часто на прогулку мимо волостного управленiя. Однажды имъ пришлось увидеть, какъ поселенца наказывали палками. Прогулки въ ту сторону пришлосъ прекратить. Женщины и дети "господъ" купалисъ въ Буге въ общей купальне. Случаи жестокаго обращенiя "дамъ" съ своими крепостными девушками заставили Южаковыхъ построить собственную купальню. Зрелище сеченiя дочери въ семье офицера побудило прекратить знакомство съ этой семьей; такимъ...
    6. Короленко В. Г. - Абельдяеву Д. А., 30 октября 1910 г.
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    Часть текста: задачами и такого масштаба, как Ваша, есть еще сложный образ, в который должны слиться отдельные детали. Это вопрос перспективы, то есть вопрос тоже художественный, и тут-то, на мой взгляд, у Вас есть большой грех, сильно подчеркиваемый еще нехудожественным обилием рассуждений. Всюду Вы говорите о жизни в ее широком значении и даете картину исключительного, экзотического, искусственно обстроенного уголка жизни, какую-то теплицу, где взращиваются "вне времени и пространства" три цветка одновременной любви Абашева. Рисуете какого-то римского Петрония в российской Абашевке и в рассуждениях постоянно прибавляете: во всех невзгодах нашей жизни виновато христианство. Но, во-первых,-- мне это представляется не жизнью, а теплицей с слишком пряной атмосферой (говорю "пряной", конечно, не в эротическом смысле), а, во-вторых, Петроний был язычник, а пришел к тем же выводам. Таким образом, рассуждения остаются сами по себе, образы сами по себе. Правда, можно сказать, что эти рассуждения должны характеризовать умонастроение Абашева. Но для этого они слишком длинны и детальны. Если бы в романе был выведен, положим, математик, то пришлось бы дать характерные черты его "математического" ума. Но едва ли было бы правильно приводить целиком его докторскую диссертацию, как бы она ни...
    7. Короленко В. Г. - Голубеву П. А., 24--25 июля 1888 г.
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    Часть текста: собрание невозможнейших противоречий, вовсе не пережитых и не наблюденных, а надерганных из книжек, причем автор не потрудился даже сколько-нибудь примирить различные взгляды различных авторов, а все смешал в одну кучу. На одной странице у него народ -- это лес (по Успенскому 1 из "Власти земли"), где царствует одна "зоологическая правда", беспощадная борьба за существование и беспрестанное поедание сильным слабого, а все учреждения, в коих оптимисты видят "правду народную" -- лишь стихийное отражение "власти земли". На другой странице выходят мужички Златовратского 2 и начинают толковать о том, что "устои наши исконные, мирные, деревенские от фабрики рушатся" и вообще выражают взгляды об общине и других предметах такие, какие только может выразить человек, сознательно продумавший весь мирской строй. При чем же оказывается "зоологическая правда"? И все в том же роде: интеллигент Летов (убеждающий мужиков не выселяться такой, например, фразой: "боюсь, чтобы волны горя народного не залили вас" -- чорт знает что такое!) -- так этот интеллигент-народник прекрасно устраивается среди народа, но как он этого достигает,-- совершенно неизвестно. Оказывается, например, что крестьяне загоняют свой скот в его луга и не дают (силой) выгонять его оттуда. Это "от Успенского". Но те же крестьяне настолько превосходны по Златовратскому, что когда один из них приходит занимать хлеб, то ему просто отдают ключи и говорят: "Возьми сам сколько надо, родименький". Не ясно ли, что если одна сторона (почему бы то ни было) грабит другую, то последняя или будет защищаться, или уступит, и тогда, конечно, о "блестящем положении" ее дел не может быть и речи. Но в данном благодушном произведении дело обстоит иначе: Летова по Успенскому...
    8. Короленко В. Г. - Абрамовой M. M., 17 июня 1889 г.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    Часть текста: настоящее письмо. Скажите, что сами найдете наиболее подходящим. Надеюсь и хотелось бы думать, что Вы поймете мои побуждения: если теперь В. Н. Пастухов так добивается иметь мое имя, то это потому, что я до сих пор дорожил им и не отдавал его предприятиям, у которых, кроме денег, нет никаких других гарантий. А данное предприятие именно таково: сотрудничество господ Ясинских 2 и Бибиковых 3 не гарантирует ничего: их Вы встретите во всякой литературной яме; издательство старика Пастухова 4 говорит, даже вопиет против издания, а В. Н. Пастухов... Очень верю его добрым желаниям, но ими вымощен ад, во-первых, а во-вторых, ведь он же редактирует "Нижегородскую почту" и у него с души не воротит. Неужели Вы, Марья Морицовна, пожелали бы видеть меня, Вашего старого знакомого лучших времен,-- в этом обществе, без малейшей пользы притом для самого дела, если не говорить о пользе, выражаемой в такой-то сумме? Нет, Марья Морицовна! По поводу других предложений я и не разговаривал и если теперь разговариваю и выставляю аргументы, то это потому, что мне приходится иметь дело с Вами, отказывать в Вашей просьбе. Тем не менее я вижу, что всего лучше покончить дело сразу. Скажите то, что я Вам говорил с самого начала: пишу я мало, теперь уезжаю, имею много других обязательств, наконец просто не иду к Пастухову. Я слышал уже и раньше такое соображение: неужели порядочное дело не может идти потому только, что Пастухов сын своего отца? Но ведь тот же вопрос можно повернуть и иначе: неужели для того, чтобы сделать порядочный журнал, достаточно быть сыном Пастухова и иметь деньги? Нет, если на деньги можно в наше время приманить многих даже в литературе, то все-таки еще не всех. Ну,...
    9. Война, отечество и человечество
    Входимость: 1. Размер: 95кб.
    Часть текста: Такой сфинкс глядит теперь в глаза русскому народу на дороге к его близкому будущему. Глядит и задает вопросы, и говорит: "Разгадывайте сообща, селянин и горожанин, богач и бедняк, ученый и малограмотный. А не найдете общей разгадки -- погибнете". В этих очерках я хочу по мере моих сил содействовать общей разгадке, хочу еще раз продумать с пером в руке то, что волнует всю Россию, и хочу высказать свои мысли по возможности просто и понятно. И не только понятно, но и общепонятно. Я хочу говорить сразу с различными русскими людьми: с рабочим, с пахарем, с образованным человеком и студентом, так, как будто они слушают меня все вместе и вместе будут искать общих решений. Прежде всего, я хочу говорить об отечестве. Кто-нибудь скажет: нужно ли это? Кто не знает, что такое отечество? Ведь это преподают в школах, заставляют списывать из прописей. Это ненужно и скучно. Но уверяю вас, мои читатели, что я тоже не склонен без надобности повторять азбучные истины. Дело, однако, в том, что в наше время есть люди, которые говорят, что отечество не нужно, что любовь к нему есть чувство вредное, от которого нужно избавиться, как от предрассудка, что нужно действовать так, как будто никакого отечества не существует. И это теперь говорят не одни выродки или изменники, подкупленные врагами. Можно сказать, что мысль эта носится в воздухе и неприметно западает во мн о гие умы, как зараза. В самом деле: Европа охвачена огнем и кровью. Люди ра з ных народов кидаются друг на друга, как звери. Каждый стоит за свое отечество и старается уничтожить чужое. Значит, -- говорят иные, -- причина в том, что есть у народов отечество. Уничтожим это понятие, вытравим в себе любовь к р о дине, и первая причина вражды исчезнет. Войны прекратятся. И многие теперь действуют сообразно ...
    10. Короленко В. Г. - Михайловскому Н. К., 3 марта 1893 г.
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    Часть текста: пролетят пташками! Следующую не задержу. Тем более, что часть уже написана, но я ее пока отменил (ох, боюсь, как бы в типографии не спутали: я сначала послал 12 страниц. Из них должны пойти только 6 первых (и то на шестой несколько последних строк тоже выкидывается), а 5 последних, где идет речь об организации продовольственного дела в старину и теперь -- пока отлагаю (7-я и следующие); я вчера послал опять с седьмой. Вообще -- организацию продовольственного дела нужно пока изъять и из заголовка. Вместе с сим убедительно прошу прислать мне поскорее корректурные оттиски (они нужны мне для справок при продолжении, так как эта глава большей частью написана вновь и только часть -- перепечатка, а черновых у меня нет). С великим наслаждением прочитал я Вашу статью о Мережковском 2 и особенно рад был встретить строки об истинном религиозном чувстве и об истинном идеализме. Вы ведь знаете: я тоже немножко... того. Впрочем -- не тоже, потому что и якобы философские идеализмы Волынского 3 , с реабилитацией гоголевской переписки, и "собачьи" мистицизмы Мережковского 4 -- меня глубоко возмущают. Мой взгляд на этот предмет высказан (к сожалению, очень неясно) в "Тенях" 5 . Нужно глядеть вперед, а не назад, нужно искать разрешения сомнений, истекающих из положительных знаний, а не подавления их в себе. Всякий -- кто служит истине, хотя бы и самой беспощадной -- служит и божеству, если оно есть, потому что, если оно есть -- то оно, конечно, есть и истина. Бог, который боится Дарвина,-- плохонький божишко, и такого лучше совсем не надо. Поэтому-то есть целые периоды, когда истинно религиозные люди -- разрушают храмы, а не строят их. Это лучше, чем закрывать глаза на положительные факты и сомнения и строить на песце. Вот меня все Ю. Николаев 6 зовет к...