• Приглашаем посетить наш сайт
    Хемницер (hemnitser.lit-info.ru)
  • Короленко В. Г. - Михайловскому Н. К., 3 марта 1893 г.

    Н. К. МИХАЙЛОВСКОМУ 

    3 марта 1893 г. [Н. -Новгород].

    Дорогой Николай Константинович.

    Упрек Ваш вонзился мне в самое сердце. Но если Вы получили уже мое последнее письмо (которое я писал безлично в редакцию, кому попадет), то, может, в Вас уже проснулась ко мне грешному капелька снисхождения: изнемог под бременем несчастий и астмы {Сегодня уже почти здоров: выздоровел за статьей.}. Сегодня послал остатки1"Русскую мысль" мне случалось посылать к 10-му. Утешьте меня милостивым словом,-- ведь наверное книга выйдет в срок. Правда -- цензура! Боюсь немного за эту главу. А если эта пройдет,-- значит, остальные пролетят пташками! Следующую не задержу. Тем более, что часть уже написана, но я ее пока отменил (ох, боюсь, как бы в типографии не спутали: я сначала послал 12 страниц. Из них должны пойти только 6 первых (и то на шестой несколько последних строк тоже выкидывается), а 5 последних, где идет речь об организации продовольственного дела в старину и теперь -- пока отлагаю (7-я и следующие); я вчера послал опять с седьмой. Вообще -- организацию продовольственного дела нужно пока изъять и из заголовка. Вместе с сим убедительно прошу прислать мне поскорее корректурные оттиски (они нужны мне для справок при продолжении, так как эта глава большей частью написана вновь и только часть -- перепечатка, а черновых у меня нет).

    С великим наслаждением прочитал я Вашу статью о Мережковском2 и особенно рад был встретить строки об истинном религиозном чувстве и об истинном идеализме. Вы ведь знаете: я тоже немножко... того. Впрочем -- не тоже, потому что и якобы философские идеализмы Волынского3"собачьи" мистицизмы Мережковского 4 -- меня глубоко возмущают. Мой взгляд на этот предмет высказан (к сожалению, очень неясно) в "Тенях" 5. Нужно глядеть вперед, а не назад, нужно искать разрешения сомнений, истекающих из положительных знаний, а не подавления их в себе. Всякий -- кто служит истине, хотя бы и самой беспощадной -- служит и божеству, если оно есть, потому что, если оно есть -- то оно, конечно, есть и истина. Бог, который боится Дарвина,-- плохонький божишко, и такого лучше совсем не надо. Поэтому-то есть целые периоды, когда истинно религиозные люди -- разрушают храмы, а не строят их. Это лучше, чем закрывать глаза на положительные факты и сомнения и строить на песце. Вот меня все Ю. Николаев6 зовет к сослужению с ним соборне. Если бы я мог сказать все яснее,-- то, конечно, он бы меня не позвал. Мне интересно, как он разделается с моим Сократом7.

    А впрочем -- жму крепко руку. Не сердитесь на меня многогрешного.

    Ваш.

    P. S. Правда ли то, что было напечатано в южных газетах, будто Глебу Ивановичу совсем плохо, и он потерял даже способность речи? 

    Примечания

    Впервые опубликовано в книге "Письма" под ред. Модзалевского, 1922.

    1 Окончание главы из книги "В голодный год", предназначенной для "Русского богатства".

    2 "Русское отражение французского символизма". Д. С. Мережковский (1865--1941) -- реакционный писатель, представитель русского символизма, мистицизма и богоискательства начала 900-х годов.

    3 А. Л. Волынский (Флексер) (1863--1926) -- литературный критик, сотрудник "Северного вестника".

    4 Мережковский писал, что рассказ Тургенева "Собака" выше романов Тургенева.

    5 См. 2 том наст. собр. соч.

    6 "Русское обозрение" ряд статей о Короленко, изданных в 1893 году отдельной книжкой.

    7 В "Тенях".

    Раздел сайта: