• Приглашаем посетить наш сайт
    Культура (niv.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1875"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y
    Поиск  
    1. История моего современника. Книга четвертая. Примечания
    Входимость: 8. Размер: 110кб.
    2. История моего современника. Книга вторая. Примечания
    Входимость: 8. Размер: 72кб.
    3. Дневник Короленко 1917-1921. 1920 год. Комментарии
    Входимость: 3. Размер: 48кб.
    4. Литератор-обыватель (старая орфография)
    Входимость: 3. Размер: 64кб.
    5. Короленко Софья. Книга об отце. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 56кб.
    6. История моего современника. Книга первая. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 57кб.
    7. К десятилетию со дня смерти Л. Н. Толстого
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    8. Петрова М. Г.: В. Г. Короленко - Высота примиряющей мысли
    Входимость: 1. Размер: 124кб.
    9. И. А. Гончаров и "Молодое поколение"
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    10. Короленко В. Г. - Аптекману О. В., 22 апреля 1909 г.
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    11. Дневник Короленко 1917-1921. 1917 год. Комментарии
    Входимость: 1. Размер: 41кб.
    12. Короленко В. Г. - Каменскому А. В., 16 января 1910 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    13. Письмо в редакцию
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    14. Трагедия великого юмориста
    Входимость: 1. Размер: 131кб.
    15. Хронология жизни и творчества В. Г. Короленко
    Входимость: 1. Размер: 49кб.
    16. Аверин Б.: Личность и творчество В. Г. Короленко
    Входимость: 1. Размер: 51кб.
    17. Воспоминания о Чернышевском
    Входимость: 1. Размер: 67кб.
    18. Пугачевская легенда на Урале
    Входимость: 1. Размер: 46кб.
    19. Всеволод Михайлович Гаршин
    Входимость: 1. Размер: 75кб.
    20. Дневник Короленко 1917-1921. 1919 год. Комментарии
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    21. Короленко В. Г. - Шмелеву И. С., 19 июня 1912 г.
    Входимость: 1. Размер: 8кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. История моего современника. Книга четвертая. Примечания
    Входимость: 8. Размер: 110кб.
    Часть текста: Примечания В настоящий том входят третья и четвертая книги "Истории моего современника". Третью книгу Короленко писал в течение двух лет -- с октября 1918 по осень 1920 года, живя в Полтаве. В эти годы гражданской войны, на Украине одна за другой сменялись временные власти -- Центральная Рада, гетманщина, немцы, петлюровцы, деникинцы. Смены властей сопровождались насилиями над населением, погромами, грабежами, бессудными казнями. Жители Полтавы и окрестных деревень непрерывно обращались к Короленко за защитой и помощью. В апреле 1920 года Короленко писал С. Д. Протопопову: "У меня сильная усталость сердца. Если прибавить, что Полтава около десяти раз переходила из рук в руки, что каждый раз приходится хлопотать о какой-нибудь стороне, что дело идет часто о жизнях, то легко понять, что сердцу успокоиться не на чем и усталость все прогрессирует". В декабре 1920 года Короленко пишет В. Н. Григорьеву: "Не знаю, удастся ли мне довести "Историю" до наших дней. Это очень много, но буду стараться, пока хватит силы". С конца 1920 года Короленко приступил к работе над четвертой книгой и писал ее до середины декабря 1921 года. Работая над третьей и четвертой книгами "Истории моего современника", Короленко перечитывал свои письма к родным из тюрем и ссылок, обращался к своим старым записным книжкам и наброскам, следил за...
    2. История моего современника. Книга вторая. Примечания
    Входимость: 8. Размер: 72кб.
    Часть текста: Таким образом Короленко работал над ней -- с большими перерывами -- десять лет. Это десятилетие было трудным и напряженным в жизни Короленко. В 1910 году он прервал работу над "Историей моего современника", чтобы написать "Бытовое явление", а затем "Черты военного правосудия". Но и закончив эти свои статьи, имевшие громадный политический резонанс, он не смог взяться за продолжение прерванной работы. В июле 1911 года Короленко писал Т. А. Богданович: "Крепко засел за работу, лихорадочно стараясь наверстать, покончить с "Чертами" и взяться за "Современника". Я жадно думал о том, когда поставлю точку, отошлю в набор и возьмусь за работу "из головы". Теперь все это перевернулось... У меня за десять лет собран ужасающий материал об истязаниях по застенкам. С каждым новым известием я чувствую все более и более, что ничего другого я работать не буду, пока не выгружу этого материала. Сначала я даже возмутился и решил, что сажусь за "Современника" и пишу о том-то. А в то же самое время в голове идет свое: "Статью надо назвать "Страна пыток" и начать с указа Александра I". Несколько дней у меня шла эта смешная избирательная драма. Я стал нервничать и кончилось тем, что... сначала "Страна пыток", которую я думал писать после, а "после" "Современник", которого я думал писать сначала......
    3. Дневник Короленко 1917-1921. 1920 год. Комментарии
    Входимость: 3. Размер: 48кб.
    Часть текста: Комментарии Комментарии к дневнику 1920 года 1 Отъезд В. Г. Короленко из Полтавы был вызван его болезнью (сердечная недостаточность). По приглашению доктора В. И. Яковенко писатель решил отдохнуть и поправить здоровье в его санатории на Бутовой Горе, близ станции Яреськи. Здесь Короленко прожил четыре месяца и вернулся в Полтаву уже после отступления Добровольческой армии. Дневник в это время Короленко не вел, но закончил статью "Земли! Земли!" и работал над третьим томом "Истории моего современника". 2 Сезеневская Е. О. -- давнишняя знакомая семьи Короленко. 3 В. Г. Короленко справедливо отмечает одну из самых "страшных черт" русского народа -- неоправданную доверчивость и покорность, о которой писали также В. В. Розанов, И. А. Бунин, М. А. Булгаков и др. Этот порок стал одной из причин и нынешнего ужасного состояния России. 4 Этот явно субъективный взгляд на происходившие события в России роднит В. Г. Короленко с такими ниспровергателями самодержавия, как Е. Д. Кускова, П. Н. Милюков, М. Осоргин и др. 5 Красная Армия вошла в Полтаву 10 декабря 1919 г. 6 О зверствах и ритуальных убийствах, совершенных киевской, харьковской и другими чрезвычайками, написано довольно много (достаточно привести, например, книгу С. П. Мельгунова "Красный террор в России", в которой была сделана попытка систематизировать и обобщить материал по "свежим следам"). Мы могли бы представить огромное число ужасающих фактов из "деятельности" киевских чрезвычаек, но ограничимся лишь некоторыми свидетельствами, близкими к тому, о чем писал в своем дневнике В. Г. Короленко. Так, в газете "Киевское эхо" (11, 16 и 19 сентября 1919 г.) был помещен репортаж о чудовищных жестокостях...
    4. Литератор-обыватель (старая орфография)
    Входимость: 3. Размер: 64кб.
    Часть текста: который, впрочемъ, по ошибке наборщика или отметчика названъ Гацынскимъ. Вместе съ нимъ водворились въ городе: его жена и сынъ Александръ, девяти летъ. Серафимъ Гацискiй происходилъ изъ польскаго рода Дахновичей. Одному изъ его предковъ, Григорiю Дахновичу, пожаловано польскимъ королемъ Сигизмундомъ III именiе Гацищи (гать, гатище) за какiя-то услуги при осаде Смоленска. Съ техъ поръ Дахновичи стали прибавлять къ фамилiи кличку (przydomek) Гацискiй. Жена лекаря и мать нашего писателя Александра Серафимовича Гацискаго, Генрiетта Свобода, была дочь французскаго эмигранта. Настоящая фамилiя ея отца осталась неизвестной. Свободой онъ назывался потому, что прiобрелъ за несколько франковъ у чеха Свободы узаконенный паспортъ, съ которымъ и прибылъ въ Россiю. Здесь онъ поселился въ Ревеле и унесъ съ собой въ могилу тайну своей прошлой жизни. Былъ ли это аристократъ, бежавшiй отъ преследованiя конвента, или, наоборотъ, ярый якобинецъ, имевшiй основанiе молчать о своей деятельности передъ русскимъ правительствомъ, благопрiятствовавшимъ аристократической эмиграцiи,-- сказать теперь невозможно. Несомненно только одно, что мальчикъ Александръ Гацискiй, прибывшiи съ отцомъ въ Нижнiй-Новгородъ въ ноябре 1847 г., наследовалъ частiю кровь польскаго гербоваго шляхтича, частiю же французскаго выходца временъ революцiи, женившагося, вдобавокъ, на ревельской немке. Въ шутливой "Некрологiи старца Александра" (написанной къ своему литературному юбилею въ 1889 г.) самъ Александръ Серафимовичъ отмечаетъ то обстоятельство, что юные годы его протекли подъ многоразличнымъ воздействiемъ несколькихъ...
    5. Короленко Софья. Книга об отце. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 56кб.
    Часть текста: его по работе в журнале "Русское богатство",-- 26, 28, 37, 41, 42, 53, 98, 99, 101, 111, 117-122, 131, 138, 139, 159, 166, 183, 238-242. Аронский Н. В. (1860-1929) -- статистик Полтавского гу­бернского земства. За участие в киевском народовольческом кружке был выслан на 5 лет в Сибирь, где встретился с Короленко. -- 52. Арсеньев К, К. (1837-1919)--юрист, публицист, обществен­ный деятель. С 1909 г. редактор журнала "Вестник Европы". -- 35, 40, 41, 43, 55. Архангельский В. Г. -- бывший член II Государственной думы. Заключенный в нижегородскую тюрьму, он пересылал Короленко сведения о смертниках. -- 221. Батюшков Ф. Д. (1857-1920)--историк литературы, критик, профессор, член редакции журнала "Мир божий", позднее -- "Современный мир". -- 48, 50, 54, 61, 82, 93, 118, 122, 243. Белинская А. И. -- бывшая ссыльная, поселившаяся в Пол­таве. -- 53. Бейлис Мендель -- приказчик кирпичного завода Зайцева в Киеве. Обвинялся в убийстве мальчика Андрея Ющинского с ритуальной ...
    6. История моего современника. Книга первая. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 57кб.
    Часть текста: продолжал напряженно работать над четвертой книгой "Истории моего современника", стремясь продвинуть свое повествование возможно дальше. Свои воспоминания Короленко довел до приезда из сибирской ссылки в Н. -Новгород, то есть до 1885 года; они захватывают шестидесятые, семидесятые и начало восьмидесятых годов прошлого столетия. Роза Люксембург, которая переводила первый том "Истории моего современника" на немецкий язык, писала: "Это автобиография Короленко, высокохудожественное произведение и в то же время первоклассный культурно-исторический документ, который охватывает эпоху либеральных реформ Александра II, польское восстание, первые проявления оппозиционного и революционного движения в России и, таким образом, отражает в себе переходное время от старой крепостной России к современной капиталистической. При этом местом действия является Волынь, то есть та пограничная западная область, где своеобразно переплетаются русский, польский и украинский элементы" (письмо из тюрьмы к Луизе Каутской от 13 сентября 1916 года). В своем предисловии, предпосланном первой книге "Истории моего современника", Короленко указывает, что ее нельзя считать биографией, потому что он "не особенно заботился о полноте биографических сведений". Первоначальная рукопись первой книги "Истории моего современника" не сохранилась. Она печаталась с января 1906 года по ноябрь 1908 года последовательно в журналах: "Современные записки" (январь 1906 г.), "Современность" (март и апрель 1906 г.) и затем в "Русском богатстве" (май 1906 г., январь 1907 г., февраль, март, август и ноябрь 1908 г.). Для отдельного издания ("Русское богатство", 1909 г.) автором была произведена коренная переработка произведения. Сохранился экземпляр этой...
    7. К десятилетию со дня смерти Л. Н. Толстого
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    Часть текста: с ним в практических и даже моральных выводах, никогда не относилась равнодушно к его личности, к его мысли и деятельности. Наше общество в царствование Александра II пережило, как известно, период надежд. Казалось, перед нами открывается путь развития и правды. Но самодержавие истощило на краткий период реформ все свои творческие силы и остановило дальнейшее развитие страны. Жизнь остановилась, начала глохнуть и разлагаться. И прежде всего это почувствовала интеллигентская молодежь, то есть именно та часть общества, в которой должен бы совершаться насильственно задержанный общественный рост. Тогда общество в этой именно молодой своей части начинает испытывать лихорадочное болезненное беспокойство... И вот, начиная с шестидесятых годов, в России возникает почти непрерывный ряд так называемых студенческих волнений. Маркс был несомненно великий мыслитель, давший очень много для понимания экономических феноменов, но многие его взгляды вне этой области были односторонни и узки 2 . Со времени марксизма принято считать ни во что такие, например, двигатели, как совесть. В расчет принимаются только интересы и силы для их поддержания. Достаточно, однако, сколько-нибудь внимательно вглядеться в историю, чтобы убедиться, что работа совести в человеческих душах часто сама становится значительной движущей силой. Так, перед Великой французской революцией, ранее, чем заговорили...
    8. Петрова М. Г.: В. Г. Короленко - Высота примиряющей мысли
    Входимость: 1. Размер: 124кб.
    Часть текста: духовная независимость -- диковина!". Люди разной политической ориентации и разной культуры чувствовали особую душевную тональность Короленко и определяли ее, по сути, одинаково. Так, сибирский каторжник некогда сказал Владимиру Галактионовичу, что с его моралью надо идти в монастырь. Церковно мыслящий критик Ю. Н. Говоруха-Отрок находил у Короленко "более мягкий и более христианский по настроению тон", чем у Достоевского 2 . Известный публицист А. В. Амфитеатров определил Короленко как "христианина паче Достоевского" 3 . А другой публицист, А. Б. Петрищев, даже назвал Короленко "реальным Зосимой конца XIX и начала XX века" 4 , не ведая об отношении к этому персонажу "Братьев Карамазовых" самого "христианина паче Достоевского". Между тем Короленко, как бы подтверждая усиление "паче" в своей характеристике, отвергал "метафизическую софистику византийской диалектики Достоевского" и особенно "философию Зосимы", основанную на "справедливости христианской вечной казни за грехи мгновенной жизни" 5 . Вообще все жестокое и мрачное в религиях отторгалось душой Короленко, воспринимавшего лишь "религию света и надежды" 6 . Владимир Галактионович вырос в религиозной семье, где православная вера отца мирно уживалась с католической верой матери-польки. В начале жизненного пути он дал обет никогда не отступать от веры отца, но из "состава своей веры" исключил догмат вечной казни, сначала "только за иноверие", затем и "самую вечную казнь" (5, 201, 300). Юность Короленко прошла среди материалистического поколения, когда Писарев и Дарвин "стучались в дверь" (5, 300), и свой "период спокойного позитивизма" (7, 184) он пережил. Однако вскоре пришел к выводу, что "положительная наука приучает человека смотреть у себя под носом", а "надо взглянуть выше" (10, 111-112). Пересмотр...
    9. И. А. Гончаров и "Молодое поколение"
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    Часть текста: что-то под нос себе, -- опять заснет. А другой быстро, без всяких предварительных приготовлений, вскочит обеими ногами с своего ложа, как будто боясь потерять драгоценные минуты, схватит кружку с квасом и, подув на плавающих там мух так, чтобы их отнесло к другому краю, -- отчего мухи, до тех пор неподвижные, сильно начинают шевелиться, в надежде на улучшение своего положения, -- промочит горло и потом падет опять на постель, как подстреленный". Я не буду продолжать этих выписок. Всякий русский читатель хорошо помнит эту изумительную картину сна, от которой веет настоящим сонным кошмаром, которая угнетает воображение, опутывает ум какими-то частыми, клейкими, вяжущими нитями, гипнотизирует и подавляет волю. Читаешь и чувствуешь, что личные мускулы сжимаются, подходит невольная судорожная зевота... Знаменательна при этом небольшая деталь: мухи в кувшине с квасом. Они уже заснули мертвым сном в медленно убивающей тепловато-кислой гуще... Кто-то спросонья подул на них и... они начинают шевелить ножками "в надежде на улучшение своего положения". Напрасно: тот, кто на время привел в движение убивающую их среду, -- сделал это лишь спросонья, и опять его могучий храп носятся над их полусонной агонией... Гончаров был один из самых ярких реалистов гоголевской школы, но вместе с тем в его творчестве часто прорывался символизм. Порой намеренный и потому не особенно удачный, порой...
    10. Короленко В. Г. - Аптекману О. В., 22 апреля 1909 г.
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    Часть текста: психиатр в Вас отодвинут назад человеком партии. Это -- партийный эскамотаж и сужение широкой души Успенского. Мне Успенский говорил: "до писательства никакой биографии не было". До писательства, а не до народной воли. Апеллирую к Аптекману-психиатру против Аптекмана-народовольца. Успенский начал писать в 1862 году ("Старьевщик" в "Зрителе"). Написал в это десятилетие (с начала шестидесятых до начала семидесятых) "Нравы Растеряевой улицы", "Разорение" и др. Это расцвет, можно сказать "разгул" молодого таланта, и не доказывает ли он, что Успенский вовсе не дожидался "движения семидесятых годов", чтобы "выпрямиться" и стряхнуть тяжкие признаки наследственности. То обстоятельство, что он, как писатель, мог вылить в образах все тяжелое, накопившееся в душе с детских лет,-- разве не следует считать огромным, преобладающим моментом оздоровления души. В десять лет -- 1863--1873 -- Успенский уже весь сложился, как писатель, и в семидесятые годы он вошел готовый, с той же любовью к правде и даже с той же рефлексией. Вспомните, что знаменитая в свое время полемика "Недели" (П. Ч.) 2 и "Отечественных записок" (главным образом Михайловский) возникла из-за "неверия Успенского... в народ!" Шестидесятые годы, с их общим пробуждением (далеко еще не народовольческим и не деятельно-революционным) дали так много мотивов "пробуждения совести" и правды, которые противопоставляются мраку и тьме. Борьба интеллигенции семидесятых годов была для него наиболее ярким эпизодом этого пробуждения. Но сказать, что с этого начинается и этим ...