• Приглашаем посетить наш сайт
    Салтыков-Щедрин (saltykov-schedrin.lit-info.ru)
  • Современная самозванщина (старая орфография)

    Вместо вступления
    Очерк первый
    Очерк второй
    Заключение

    Современная самозванщина.

    ВМЕСТО ВСТУПЛЕНІЯ.

    -- Прочитать газетный листъ,-- сказалъ, если не ошибаюсь, Щедринъ,-- все равно что полчаса поговорить съ сумасшедшимъ.

    Пишущiй эти строки самъ не мало работалъ и продолжаетъ работать въ газетахъ, и, разумеется, я цитирую этотъ сурово-преувеличенный отзывъ отнюдь не въ укоръ моимъ собратьямъ.

    Нужно, однако, сказать, что въ отзыве сатирика есть доля истины. Дело не въ томъ, умно или глупо ведется самая газета, а въ томъ, что она вынуждаетъ читателя разбросать вниманiе между десятками разнородныхъ фактовъ, несоизмеримыхъ и не связанныхъ никакою внутреннею связью. Великосветская свадьба, мрачное убiйство, соображенiя о денежной реформе, результаты скачекъ, засоренная городская труба, вымиранiе сибирскихъ инородцевъ, бегство кассира, политика трансваальскихъ буровъ... Попробуйте полчаса безъ перерыва глядеть на пеструю смену калейдоскопа, и вы почувствуете, что у васъ разбаливается голова, стучитъ въ вискахъ и глаза застилаетъ туманомъ. Такъ же приблизительно должна действовать на умъ и на чувство пестрая смена явленiй, мелькающихъ въ печатномъ калейдоскопе, называемомъ газетой.

    Но все же жизнь, которая въ ней отражается, движется известными глубокими началами, и въ ней, какъ въ колеблющемся океане, внимательный и чуткiй наблюдатель способенъ уловить и некоторый ритмъ, и основную более или менее глубокую ноту. Поэтому на широкой поверхности прессы, охватившей уже огромное пространство нашего отечества, далеко не все случайно. Корреспондентъ, берущiйся за перо въ какомъ-нибудь глухомъ городишке, часто побуждается къ этому непосредетвеннымъ ощущенiемъ той или другой, общей глухимъ угламъ боли. И частое повторенiе одного и того же мотива въ разныхъ местахъ указываетъ на его распространенность и значенiе.

    Вотъ почему въ этой туче газетъ, ежедневно появляющихся утромъ, чтобы къ вечеру погибнуть, подобно бабочкамъ-поденкамъ,-- далеко не все заслуживаетъ полнаго забвенiя. Несомненно въ этомъ ненужномъ уже листе были факты, известiя, отметки, разбросанныя черты типическихъ явленiй, которыя можно бы схватить и удержать съ большою пользой... Сами по себе они скользнули незаметно, въ лучшемъ случае всколыхнувъ на время мысль или чувство читателя. Но, накладываясь одно на другое, суммируясь въ своей однородности,-- эти черты прiобретаютъ порой глубокое и не мимолетное значенiе.

    Въ теченiе нескольныхъ летъ, следя за прессой, главнымъ образомъ провинцiальной, я старался, насколько это доступно единичнымъ усилiямъ и при томъ не исключительно этимъ деломъ занятаго человека,-- отбирать и классифицировать часть газетнаго матерiала въ известномъ порлдке. Въ предлагаемыхъ очеркахъ и пытаюсь теперь набросать въ общихъ контурахъ несколько типическихъ явленiй, сложившихся изъ этого матерiала. Здесь я беру явленiе, которое не могло не броситься въ глаза даже не особенно внимательному читателю. Я говорю о случаяхъ то и дело повторяющагося у насъ самозванства и хлестаковщины всякаго рода.

    мрачнымъ нимбомъ жестокихъ воспоминанiй, возбуждающихъ невольную дрожь, и добродушный Иванъ Александровичъ Хлестаковъ, генiально лгущiй подъ хохотъ всего театра,-- самозванный царъ и самозванный ревизоръ по недоразуменiю,-- это два крайнихъ олицетворенiя одного и того же мотива... при томъ мотива самобытнаго, чисто русскаго, нигде уже въ такой стенени, съ такой распространенностью и силой не встречающагося въ Европе.

    Страхъ и суеверiе -- вотъ два основныхъ элемента, изъ которыхъ выростаетъ это явленiе. Суеверiе религiозное и порожденныя имъ чувства угнетенiя и страха делаютъ религiю света и надежды религiей непонятной грозы и неожиданныхъ казней. Суеверiе гражданское заставляетъ робко преклонлться не передъ закономъ и правомъ, точно ограждающими человеческое существованiе, а передъ всякимъ, кто владеетъ тайной хотя бы и самозванной власти.

    Колдунъ и ябедникъ -- изстари знакомые русской жизни типы. Одинъ знаетъ волшебное слово, приводящее въ движенiе таинственныя силы потусторонiiяго мiра; другой владеетъ такимъ же волшебнымъ словомъ, навлекающимъ не менее таинственную грозу власти. Отсутствiе критики и свободнаго изследованiя въ обеихъ областяхъ порождаютъ почву, на которой и происходитъ смешенiе настоящей религiи и настоящаго права съ явленiями присвоенiя религiозной и гражданской власти разными самозванцами.

    "духовнаго прозванiя" и "самозванцевъ ведомства гражданскаго", какъ явленiя одного порядка.

    Вместо вступления
    Очерк первый
    Очерк второй
    Заключение

    Раздел сайта: