• Приглашаем посетить наш сайт
    Татищев (tatischev.lit-info.ru)
  • Короленко В. Г. - Короленко С. В., 19 октября 1904 г.

    С. В. КОРОЛЕНКО 

    19 октября 1904 г., Полтава

    Дорогая моя Сонюшка.

    Прочел я здесь твое письмо к маме и Наташе, где ты пишешь о "трудности учения"1. Я много думал об этом. Все теперь, что до тебя относится, так сильно занимает мои мысли, как мои собственные дела и дальше больше. Отсюда -- мои советы, которые, может быть, тебе и надоедают. Ну, что ж,-- что не идет к делу, брось. А может, что и пригодится.

    Теперь меня занимают две вещи. Я здесь говорил с докторами. Говорят, что эта боль губ 2 может означать и сифилис. А это опасно. Вы, как учительницы, обязаны заботиться не только о себе, но и о детях. Поэтому необходимо послать деда с запиской к фельдшеру и попросить его написать, что это и не опасно ли для детей. Ведь пьют все из одной кадки и одним ковшом.

    Второе -- о дисциплине. Ее ввести необходимо. группа, которая уже должна понимать, как сидеть в классе. Затем -- всем объявить, что теперь уже ты требуешь тишины, что пора уже понять, где они, и следить за теми, кто кричит больше других. Вообще, деточка, обдумай, какую реформу произвести, и начни ее проводить. Если ты скажешь себе, что это нужно и возможно, то уже половина сделана. Необходима обдуманность и спокойствие. Чтобы справиться с толпой, нужно так приглядеться к ней, чтобы для тебя это уже была не толпа. "Раздели и повелевай". Отдели второгодников, если нужно -- отдели девочек; если еще нужно -- отсади шалунов. Не будет ли полезно завести, например, перекличку. На это время они должны сидеть тихо, отзываться по одному, объяснять толково и опять без шума, кого нет и почему. В это время ты и можешь приучать их к порядку. Попробуй вызывать некоторых к доске, и пусть тебе пишут или складывают буквы. Остальные должны следить молча, отвечать только на вопросы. Вообще -- необходимо придумывать и изобретать способы -- непременно приучить их к порядку и из толпы зверьков делать сознательную толпу, следящую за учением и добивающуюся сообща результатов. Тогда и тебе, и им станет легче. Запускать этот беспорядок опасно, -- после будет труднее. Ведь сидели же они тихо, когда думали, что я -- инспектор 3. Нужно ввести это в привычку. И притом, не надеясь только на ход вещей, а и сознательно, усилиями самой учительницы. Только и за собой следи, чтобы при этом не раздражаться. И людьми, и лошадьми нужно управлять, владея прежде всего собой. Хотя пишет человек, которого лошади били, но... все-таки это верно.

    Ну, будет. От Верочки4 пришло письмо; тоскует в Одессе. Да оно и понятно: квартиру надо менять, и она ждет, пока Перец это сделает. Целые дни одна и без дела...

    Завтра или послезавтра я уезжаю в Петербург. По приезде от тебя застал здесь письмо: зовут не менее, чем на месяц. Там теперь интересно, и я, конечно, сообщу тебе тамошние новости. А ты, деточка, тоже пиши, а то и я затоскую в Питере, как Верочка в Одессе. -- Поклон Марье Васильевне 5

    Твой

    Вл. Короленко. 

    Примечания

    Публикуется впервые.

    1 С. В. Короленко в это время работала в качестве помощницы сельской учительницы в деревне Демки, Пирятинского уезда, Полтавской губернии.

    2

    3 Короленко навестил свою дочь в деревне и присутствовал на ее уроках.

    4

    5 Учительница в Демках.

    Раздел сайта: