• Приглашаем посетить наш сайт
    Языков (yazykov.lit-info.ru)
  • Короленко В. Г. - Гржибовской С. И., 11 сентября 1899 г.

    С. И. ГРЖИБОВСКОЙ 

    11 сентября 1899 г. [Петербург].

    Милостивая государыня Софья Ивановна.

    Пишу вам несколько слов, чтобы выяснить одно недоразумение, которое, по моему мнению, является причиной многих для Вас огорчений. В литературе существуют разные "направления", и каждое из них представляет более или менее цельную систему взглядов, чувств, желаний. По разным причинам у нас эти направления более обособляются, чем где бы то ни было,-- не стану распространяться почему это так. Это факт, с которым надо считаться. Вы пишете рассказы, в которых постоянно стремитесь провести ту или другую мораль,-- но совершенно не разобрались еще с общественными течениями. В чисто художественном рассказе, где преобладает образ,-- это неважно или не так важно... Но когда образ стоит на втором плане, только отчасти покрывая то или другое нравоучение, вывод, мораль, то знакомство с общественными течениями необходимо и по существу и практически. Пресса существует не для писателей только, а для общества. Нельзя принимать во внимание лишь интересы автора, написавшего рассказ,-- мы служим истине, как ее понимаем; и печатаем то, что, по нашему мнению, поддерживает и развивает основные начала этой истины. Представьте себе, что я, по убеждениям, ну хоть рационалист и не признаю чудотворности икон. Почему я должен печатать рассказ, где проводится взгляд противоположный? Вы скажете, что это, может быть, искренно. Совершенно верно. Но искренни и штундисты 1, которых за эту искренность ссылают в Сибирь. Я не могу защищать их искреннего взгляда,-- который, допустим, есть и мой взгляд. Понятно, что я остерегусь вводить публику в заблуждение, печатая то, что не согласно с моим убеждением и основными положениями защищаемого мною мировоззрения. Это пример грубый, но он уясняет дело. В действительности разница взглядов сложнее и запутаннее; чтобы участвовать в борьбе, нужно во всем этом разобраться. Нужно перечитать очень внимательно Добролюбовых, Чернышевских, западников, славянофилов, нужно ознакомиться с современными течениями мысли и стать на какую-нибудь сторону или -- выработать что-нибудь свое en connaissance de cause2. Тогда и Ваша собственная мысль уяснится, и, может быть, найдутся ясные образы, и Вы будете знать, куда идти. Вот и теперь Вы присылаете опять рассказ, в котором, после довольно живого внешнего описания Москвы и Кремля, идет нечто туманно-славянофильское и мистическое. "Умом России не понять, аршином общим не измерить... у ней особенная стать..." 3 За этим стихом стоит целая история литературной борьбы. Многие думают, что эта теория "особенной стати" -- вредна, что русские -- люди и все человеческое им не чуждо, что нам предстоят, в главном, те же пути, как и "гнилому" якобы Западу, и что вся эта теория "особой стати" стремится несознательно удержать старую гниль под прикрытием самобытности. Что нужно трудиться на пользу родины... это знают все. Но если бы Гречан (какая ужасная фамилия!) спросил Вашу "чудную женщину" -- где, как и что делать,-- она стала бы в тупик: идти ли назад в допетровщину или вперед, навстречу Западу? Она не скажет, вероятно, потому что и Вы сами, по-видимому, в этом не разобрались. Между тем у Вас стремление к дидактике, к выводу, к морали покрывает образы. Вот откуда Ваши огорчения. Вам нужно еще много работать, читать, разбираться. Иначе Вы все будете стучаться не в те двери и, что главное,-- самая работа Ваша будет слаба, спутанна, неясна.

    Передать куда-нибудь Ваш рассказ не могу: во-первых, ко всему, что идет в редакцию из другой редакции устанавливается предубежденное отношение ("почему же сами не поместили?"), а во-вторых, у нас столько дела с рукописями, что мне просто трудно взять на себя еще посредничество с другими изданиями: рукописи теряются, пропадают и т. д. Если захотите попытаться пристроить рассказ,-- то пошлите его, пожалуй, в "Ниву" 4 или в какое-нибудь "нейтральное" издание, сделав подзаголовок ("святочный рассказ", например). Там, очень может быть, рассказ пойдет.

    вините людей и редакцию в том, в чем они не виноваты. -- Желаю всего хорошего.

    Вл. Короленко. 

    Примечания

    Впервые опубликовано в книге "Избранные письма", т. 3, Гослитиздат. Печатается по оттиску в копировальной книге. Сведений об адресате не имеется.

    1 Название евангелическо-баптистской секты, возникшей в России в середине прошлого столетия.

    2 (франц.).

    3

    4 Иллюстрированный еженедельный журнал, издававшийся в Петербурге с 1870 по 1918 год.

    Раздел сайта: