"Обоюдное озверение" и "демон большевизма"
Короленко был непосредственным свидетелем событий в Полтаве, которая в годы революций и гражданской войны переходила «из рук в руки, от режима к режиму». Была она и под германской оккупацией, испытала власть «Рады», гетманцев, петлюровцев, большевиков (три раза), была в руках повстанцев («почти разбойников»), заглядывал сюда и «анархист» Махно («мефистофельская гримаса на лице революции»). Все это сопровождалось «обоюдным озверением» — белым и красным террором. Всякая смена властей несла новую волну преследований, мести, жестокостей. Массовые аресты, постоянные реквизиции у населения, расстрелы без следствия и суда, взятие в заложники, наплыв беженцев — все это было обычным явлением в условиях и красного, и белого террора.
Недоумение у Короленко вызвала опубликованная в газете статья Г. Пятакова «Да здравствует красный террор!». Оценка была однозначной: «Не восхвалять надо террор, а предостерегать против него, откуда бы он ни исходил»1. И все еще веря в благоразумие противоборствующих сторон, он обращался к обоим силам: «И благо той стороне, которая первая сумеет отрешиться от кровавого тумана и первая вспомнит, что мужество в открытом бою может идти рядом с человечностью и великодушием к побежденному»2. Эту мысль Короленко повторяет раз за разом3.
Большевики, свидетельствует Короленко, не только призывали к красному террору, но и установили его в самых отвратительных его проявлениях, что было признаком не силы, а слабости и страха4. Действовали чрезвычайные комиссии, которые применяли массовые аресты и расстрелы без суда и следствия, устанавливались принудительные работы, проводились бесконечные реквизиции имущества, хлеба в деревнях и селах. «Для русского (запись в дневнике Короленко от 25 мая 1919 года. — Н. В.) теперь нет неприкосновенности своего очага, особенно, если он «буржуй». Нет ничего безобразнее этой оргии реквизиций. При этом у нас в этом, как и ни в чем, нет меры. «Учреждения» то и дело меняют квартиры. Загадят одну — берут другую. «Уплотнение» тоже сомнительно: часто выдворяют целые большие семьи и вселяют небольшую семью советских служащих»5.
люционной, и жандармской охранкой. Жандармы, замечает писатель, не имели права расстреливать, а чрезвычайки «имеют это право и пользуются им с ужасающей свободой и легкостью», не стесняясь никакой судебной процедурой, без участия защиты и права проверки судов вынесению смертных приговоров6. Прежде в ходу была «неблагонадежность», теперь «контрреволюционность». Люди подвергались преследованию не только за поступки, действия, но и за образ мыслей, в том числе предполагаемый в силу классовой принадлежности. При этом писатель сразу же уловил опасный характер института «общественно опасного состояния», что предопределялось принадлежностью к классу эксплуататоров и, следовательно, соответствующим психологическим складом, враждебным диктатуре пролетариата. По мнению Короленко, это чудовищное положение, которое на место объективных признаков преступления ставило психологию и «чтение в сердцах». Это была ничем не прикрытая попытка обосновать красный террор7.
Чрезвычайки, как неоднократно отмечал Короленко, сразу подвинули на столетия назад от правосудия (провокации, пытки при допросах, расстрелы без следствия и суда). Он напомнил всем известное старое правило: лучше оправдать 10 виновных, чем осудить одного невиновного. Но в ответ чекисты говорили ему: «При классовой борьбе мы этого не признаем. Мы считаем, что наоборот»8. Страшным злом во время «озверения» Короленко считал неопределенность прав и обязанностей («никто не знает, кто его может арестовать и за что»9).
Как известно, все творчество и общественная деятельность Короленко были направлены на подтачивание основ самодержавного строя, проходили под знаком наступления социальной революции во имя интересов трудящихся, народа, прав и свобод человека. В. Г. Короленко всегда считал революцию высшим выражением человечности и справедливости.
«большевистского переворота» в 1917 году на русской почве, по мнению Короленко, лицом к лицу встали две утопии. Одна желает вернуть старое, прежний строй со всем его гнусным содержанием, слепой реакционностью. Утопии реакционной противостоит другая утопия — большевистского максимализма — с немедленным водворением социализма бюрократическими мерами10.
В. Г. Короленко, как непосредственный свидетель первоначального этапа строительства «фантастического коммунизма», сумел познать и вскрыть сущность большевизма как общественного явления.
Большевизм («демон большевизма»), по мнению писателя-публициста, есть «самоуверенная попытка меньшинства навязать кружковую диктатуру всему народу, свергнуть революционное правительство почти на пороге Учредительного собрания» посредством штыков и жестокостей, бессудных расстрелов11— во всякого рода демагогической упрощенности12.
Главной из них является быстрое, немедленное введение социализма, коммунистического общества, попытка это сделать декретами и предписаниями без содействия общественных сил, без демократического самоуправления, то есть приемами мертво бюрократическими. Отказ от народной инициативы и самодеятельности вредит даже лучшим начинаниям новой власти, например, в области народного просвещения, где, по мнению Короленко, сделано немало хорошего12.
Дело не только в целях, неоднократно подчеркивал Короленко, но и в средствах. Нет целей, которые оправдывали бы всякие средства, а честные усилия и честные средства сами собой стихийно ведут к хорошим целям. Хорошие, правильные средства, основанные на хороших началах, возвышающих человека, могут сами по себе привести к хорошим целям, а одни цели, без правильных средств,— остаются в лучшем случае в воздухе, а в худшем ведут к махновщине14.
Диктатура большевиков лишила революцию человечности и справедливости: «коммунистическое государство изо дня в день выхолащивает сущность революции, заменяя ее делами, оставляющими по жестокости и произволу далеко позади царские»15.
ства царской власти. Он рисует зловеще-колоритную фигуру большевика: «Это наглый «начальник», повелевающий, обыскивающий, реквизирующий, часто грабящий и расстреливающий без суда и формальностей»16.
чивания в деревне, от насаждения новых порядков сверху, от бюрократизма, взяток, от массового беззакония, от бессудных арестов и расстрелов, пыток и истязаний, от захвата заложников, от разгула преступности. И все это оправдывалось как революционная необходимость и целесообразность. Такая власть обречена на гибель от собственного произвола17 («Торжество победителей»).
Основная ошибка советской власти, как считает В. Г. Короленко,— это попытка ввести социализм без свободы. На его взгляд, «социализм придет вместе со свободой или не придет вовсе»18. Большевизм упразднил само понятие общей свободы и правосудия, задавил печать и самоуправление. «Большевизм,— писал Короленко в очерке «Земли, земли!» — это последняя страница революции, отрешившейся от государственности, признающей верховенство классового интереса над высшими началами справедливости, человечности и права — Н. В.). С большевизмом наша революция сходит на мрачные бездорожья, с которых нет выхода»19.
Большевизм не мог решить главную задачу для любого нормального общества — это организация производства, ли, естественного обмена между городом и деревней. «Разруха производства, которой не видно конца, порождающая страдания рабочей массы,— отмечает Короленко в своем дневнике,— все это уже посеяло реакцию в довольно еще темной массе «диктатура пролетариата»20.
Одно из непосредственных последствий большевизма — обеднение России интеллигенцией. Одни погибают как инакомыслящие, другие — как прямые противники, третьи — прямо как «буржуи», четвертые — потому, что выбиты из колеи. Погибают просто от голода и холода21. Большевизм превращается в «чистую охлократию», все более изолируется и изживает себя. «Коммуния» встречает всюду ненависть, потому что невыполнимость лозунгов становится очевидной22.
Где же выход?
В. Г. Короленко не только критикует новый общественный порядок, не согласуемый с человечностью и правдою, но и намечает контуры и критерии той необходимой работы, которая направлена на достижение высших заветов свободы, справедливости и права для всех.
1 Негретов П. И. В. Г. Короленко. Летопись жизни и творчества. 1917-1921 / Под ред. А. В. Храбровицкого. М.: Книга, 1990. С. 110.
2 Там же. С. 110-111.
Там же. С. 111, 112-113.
4 В. Г. Короленко. Летопись жизни и творчества. 1917-1921 / Под ред. А. В. Храбровицкого. М: Книга, 1990. С. 236 (письмо к А. В. Луначарскому от 19 июня 1920 г.).
Там же.
6 Там же. С. 186. См. также: С. 258 (пятое письмо к А. В. Луначарскому).
7 Дневник. 1917—1921. Письма. С. 201-222.
8 Короленко В. Г. Дневник. 1917—1921. Письма. С. 209.
9 В. Г. Короленко. Летопись жизни и творчества. 1917-1921 / Под ред. А. В. Храбровицкого. М.: Книга, 1990. С. 100.
10 Короленко В. Г. Дневник. 1917—1921. Письма. С. 256; Негретов П. И. —1921 / Под ред.
А. В. Храбровицкого. М: Книга, 1990. С. 136, 139.
11 Негретов П. И. Там же. С. 33, 37.
12 Там же. С. 29.
13 В. Г. Короленко. Летопись жизни и творчества. 1917—1921 /Под ред. А. В. Храбровицкого. М.: Книга, 1990. С. 112; С. 264 (письмо В. Г. Короленко к А. В. Луначарскому от 22 сентября 1920 г.).
14
15 Там же. С. 164, 186, а также: С. 258 (пятое письмо к А. В. Луначарскому); Дневник. 1917—1921. Письма. С. 364.
16 Короленко В. Г. Там же. С. 88.
Негретов П. И. В. Г. Короленко. Летопись жизни и творчества. 1917-1921 / Под ред. А. В. Храбровицкого. М.: Книга, 1990. С. 43.
18 Негретов П. И. В. Г. Короленко. Летопись жизни и творчества. 1917-1921 /Под ред. А. В. Храбровицкого. М.: Книга, 1990. С. 111; С. 268 (письмо
19 Там же. С. 133.
20 Там же. С. 167; Дневник. 1917-1921. Письма. С. 333—334.
21 Негретов П. И. Там же. С. 148.
22 —1921. Письма. С. 178; Негретое П. И. В. Г. Короленко. Летопись жизни и творчества. 1917—1921 / Под ред. А. В. Храбровицкого. М.: Книга, 1990. С. 37, 107.