• Приглашаем посетить наш сайт
    Анненский (annenskiy.lit-info.ru)
  • Чиркова О. В.: Участие В. Г. Короленко в Мултанском деле

    Участие В. Г. Короленко в Мултанском деле

    (по материалам фонда редких, ценных и краеведческих документов)   

    Вся жизнь выдающегося русского писателя Владимира Галактионовича Короленко является замечательным образцом сочетания литературного творчества с неутомимой деятельностью публициста и борца-демократа. Примером активной гражданской позиции писателя является участие в двух судебных процессах по Мултанскому делу и привлечение к нему внимания всей прогрессивной общественности России.

    В 1894 году отделение Сарапульского окружного суда присяжных в городе Малмыже Вятской губернии, рассмотрев дело по обвинению удмуртов села Старый Мултан в человеческом жертвоприношении, признало их виновными. Семерых суд приговорил к каторжным работам на срок от восьми до десяти лет и ссылке в Сибирь, трое были освобождены. Присутствующие на суде корреспонденты местных малмыжских газет А. Н. Баранов и О. М. Жирнов понимали, что обвиняемые осуждены не справедливо. Для того чтобы лучше организовать выступление в защиту удмуртов, они решили обратиться за помощью к В. Г. Короленко.

    Писатель в ходе подготовки к судебному процессу изучил большое количество литературы, прежде всего, – этнографические исследования, связанные с религией удмуртов. В частности, познакомился с работами Г. Е. Верещагина, П. Н. Лугатова, С. К. Кузнецова, И. Н. Смирнова, П. М. Богаевского и др. Ознакомившись с материалами, он откликнулся на приглашение и в сентябре 1895 года прибыл в Елабугу. Суд не разрешил В. Г. Короленко выступить защитником на процессе и вновь вынес обвинительный приговор. По окончании суда В. Г. Короленко с А. Н. Барановым составили судебный отчет и выехали в с. Старый Мултан, где беседовали с местными жителями. Осмотрели культовые места и место, где был обнаружен труп нищего Матюнина, принесённого якобы в жертву языческому богу. В. Г. Короленко выступил в 1896 году на третьем судебном заседании в качестве эксперта-этнографа со стороны защиты. После восьмидневного разбирательства, 17 июня 1896 года суд вынес оправдательный приговор.    

    Сегодня роль В. Г. Короленко в Мултанском процессе остается столь же значимой, что и в период, когда шло это громкое дело. Тогда передовая общественностью XIX века по достоинству оценила влияние писателя на ход судебного разбирательства. Невозможно дать полную оценку этому историческому процессу и причастности к нему писателя, не опираясь на его статьи. Результатом исследований материалов, относящихся к Мултанскому делу, стали статьи и заметки, опубликованные в различных изданиях, а также многочисленные письма и публичные выступления. Большая часть из них имеется в фонде ПНБ им. В. Г. Короленко и представляет особую ценность. 

    Рассмотрим лишь некоторые публикации. Заслуживает внимание статья «О суде, о защите и о печати. По поводу одной книги» [1], где В. Г. Короленко анализируя книгу Е. И. Козлининой «За полвека», оста­навливается на вопросе освещения автором Мул­танского дела. Указывая на неверные данные, приве­денные в книге, исказившие весь смысл дела. В. Г. Коро­ленко пишет о нарушении судом даже после постанов­ления Сената правил судебного судопроизводства: «Это была настоящая война магистратуры с Сенатом... и пря­мо дерзкое невнимание к категорическим указаниям высшей судебной инстанции не могло бы, разумеется, иметь место без прямой поддержки министра» [1, с. 36]. Писатель отмечает также и другие отклонения в ведении Мултанского процесса.

    В журнале «Вестник Европы» № 11 за 1895 г. был опубликован отклик на статью В. Г. Короленко, помещенную в «Русских ведомостях» №288 за 1895 г. Автор отклика делится впечатлением, которое произвела не него статья. «Она заставляет выбрать одно из двух: или факт существования человеческого жертвоприноше­ния, или дважды повторенную судебную ошибку, проис­шедшую, по вине следственных органов и судебных властей, пре­пятствовавших подсудимым оправдываться и вымогав­ших показания и у подсудимых, и у свидетелей» [2]. В. Г. Короленко в своей статье отмечает, что жестокие дейст­вия полиции являются не случайностью, а «как бы частью системы».

    Наибольшее число публикаций о Мултанском процессе опубликовано на страницах «Русского богатства», корреспондентом, а затем редактором, которого был В. Г. Короленко.

    В ноябрьском номере журнала «Русское богатство» за 1986 г. была напечатана статья В. Г. Короленко «Мултанское жертвоприношение» [3]. Писатель-гуманист поднял очень важный вопрос: возможно ли было бы обвинение мултанцев, если бы полиция и правосудие не собрали множе­ства слухов. Слухи эти были связаны с религиозно-обрядовыми особенностями культуры народов, населявших Российское государство, и не касались не­посредственно Старого Мултана, но, несмотря на это сыграли в процессе решающую роль. В то же время обвинение из-за распространившихся слу­хов перестало быть обвинением семи мултанцев, а оказалось направленным против всего удмуртского народа. Вот почему, заключает автор, этот процесс стал делом особой важности, на которое следовало бы обратить самое пристальное внимание прогрессивной общественности.

    В. Г. Короленко также отвечает на вопрос, можно ли в настоящее время считать доказанным, что среди удмуртов существует че­ловеческое жертвоприношение. Он подробно, шаг за шагом, исследует Мултанское дело. Посвятив большую часть статьи верованиям удмуртов, В. Г. Короленко доказы­вает, что приведенные в обвинительном акте и сообщен­ные свидетелями имена удмуртских богов, а также наз­вания и описания обрядов не соответствуют действитель­ным верованиям удмуртов. Так, осужденные, судя по обвинительному акту, принесли Матюнина в жертву бо­гу Курбону. Об этом боге говорят также и свидетели. Беседуя с удмуртами и изучая их быт и нравы, опираясь на известные этнографические данные, писатель доказывает, что бога Курбона у удмуртов вообще не существует.

    В июньском номере «Русского богатства» за 1896 г. была напечатана   статья «Толки печати о мултанском деле и о приговоре по делу г. Жеденева»  за подписью О. Б. А. (т. е оба – Николай Федорович Анненский и Владимир Галактионович Короленко) [4]. В ней анализируется весь мултанский процесс. Отмечается, что причина столь необычного хода Мултанского дела (два обвинения и одно оправдание) лежит в системе предварительного следствия и сбора документов, а отчасти и в том, «что в прокуратуру проникла в послед­нее время излишняя терпимость к таким приемам под­готовительных к суду действий, которые вскрылись, хотя, быть может, еще не вполне во время мултанского процесса» [4, с. 195].

    В сентябрь­ском номере «Русского богатства» за 1898 г. опубликована статья В. Г. Короленко «По поводу доклада священника Блинова: новые факты из области человеческих жертвоприношений» [5]. 24 августа 1898 года на Киевском съезде естествоиспытателей и врачей священник Н. Н. Блинов прочитал доклад о религии вотяков. В прениях после выступления он коснулся вопроса о человеческих жертвоприношениях. В. Г. Короленко в статье отмечает, что наблюдения, предположения и факты, изложенные священником – разные вещи. Употреблять их в качестве аргументов судебного дела нельзя.

    Вскоре выходит книга Н. Н. Блинова «Языческий культ вотяков» (Вятка, 1898 г.), в которой содержится описания конкретных случаев исполнения языческих обрядов у вотяков. В. Г. Короленко вновь высту­пил против его позиции по Мултанскому делу. В октябре 1898 г. в «Русском богатстве» он публикует под псевдонимом Парфен Зырянов статью «Из Вятского края («Ученый труд» о человеческих жертвоприношениях)», где доказывает всю несостоятельность высказываний Бли­нова по верованию удмуртов [6].

    Кроме В. Г. Короленко на страницах «Русского богат­ства» против обвинения удмуртов в человеческом жертво­приношении выступил Южаков Сергей Николаевич, публицист, социолог. Он пишет: «Челове­ческое жертвоприношение мирными земледельцами, по­лухристианами, целые века дружелюбно сожительствую­щими с христианским русским населением, – это нечто слишком дикое и маловероятное!» [7, с. 158]. Автор верно отмечает, что если бы существовал такой обычай, то о нем было бы известно раньше, задолго до 1892 г. Публицист говорит, что ни показания обвиняемых, ни заявле­ния свидетелей не дают положительного подтвержден­ия существования этого обычая. Можно было бы обратиться к научным исследованиям, работам этнографов, но этого на первом разбирательстве не было сделано. Выводы судебного об­винения явно поспешны. «А между тем, – продолжает С. Н. Южаков, – помимо чувства справедливости по отноше­нию к подсудимым, здесь затронуты чувства справедли­вости по отношению к целой народности. Создается пре­цедент, несомненно, возбуждающий враждебные чувства к вотякам в местном русском, татарском и чувашском населении» [7, с. 169].

    Достаточно подробно осветили тему Мултанского дела и значения в нем В. Г. Короленко историки П. Н. Луппов, Л. С. Шатенштейн, журналист Е. М. Флейс, глазовский краевед М. И. Буня, позднее – ученые В. М. Ванюшев, Н. В. Витрук и другие.

    Среди работ следует, прежде всего, назвать труд Павел Николаевич Луппова «Громкое дело мултанских удмуртов (вотяков) обвинявшихся в человеческом жертвоприношении (1892-1896 г. г.)» [8]. Исследователь, скрупулезно изучая тему внедрения христианства в среде удмуртов, конечно, не мог остаться в стороне от Мултанского дела. В 1925 году П. Н. Луппов просмотрел огромное количество архивных материалов Синода за XVIII век, представляющих боль­шой интерес для изучения религиозных верований уд­муртов. Кроме этого, он ознакомился с материалами библиотек Московской духовной академии и Саратов­ской консистории. Обобщив все имеющие источники по данной теме, исследователь пришел к заключению: нет ни одного указания на существовании обряда жертвоприношения у удмуртов.

    Заметный вклад в изучение и популяризацию темы «В. Г. Короленко и Мултанское дело» внес журналист, член Союза советских писателей, корреспондент «Удмуртской правды» Ефим Мануйлович Флейс. Под его редакцией вы­ходит сборник произведений русского писателя с неопубликованными ранее сочинениями и издаются «Из­бранные письма о Мултанском деле В. Г. Короленко» (1938 г.), и М. И. Дрягиным, профессором судебной медицины Харьковского университета Ф. А. Патенко; этнографом и архиологом С. К. Кузнецовым и другими. В 1956 году Е. М. Флейс выпустил брошюру «В. Г. Короленко и удмуртский народ», в которой автор с большей теплотой пишет об участии В. Г. Ко­роленко в защите мултанских кре­стьян. Эта ра­бота, ставшая к нашему времени библиографической редкостью, и сегодня пользуется спросом.  

    С большим интересом относился к личности В. Г. Короленко судья Михаил Иванович Буня. В числе первых книг М. И. Буни была машинопись «Мултанское дело и участие в нем В. Г. Короленко» (б. м, 1953), приуроченная к 100-летию писателя. Затем последовали долгие годы интенсивной исследовательской деятельности, изучения материалов в городских архивах страны. В результате проведенного исследования была создана книга «В. Г. Короленко в Удмуртии» (Ижевск, 1982, 1995). На сегодняшний день она представляет собой самый фундаментальный труд, в котором на основании документальных материалов рассмотрены многие подробности Мултанского процесса. Сопоставление первоисточников позволило выявить неточности, ошибки, допущенные в публикациях. Обстоятельный анализ труду М. И. Буни дали специалисты, среди которых В. Смолярчук, доктор юридических наук. Он отметил высокий профессионализм в рассмотрении Мултанского процесса [9].

    Интерес к участию В. Г. Короленко в Мултанском деле не ослабевает и у современных исследователей. Несомненно, особого внимания заслуживают книги с дарственными надписями доктора юридических наук, профессора Николая Васильевича Витрука следствия и всех судебных процессов по Мултанскому делу. В год 110-летия со дня окончания длительного судебного процесса по Мултанскому делу Н. В. Витрук опубликовал большую статью «Мултанское дело (1892-1896)» в московском журнале «Российское правосудие» [10]. Его творческие работы по теме «Короленко в Удмуртии» вошли в книгу «Этнокультура: русско-удмуртские связи» (Ижевск, 2007).

    Таким образом, в рассмотренных нами источниках, относящихся к Мултанскому делу, завершенном 4 июня 1896 года справедливым оправдательным приговором суда, ярко показано влияние В. Г. Короленко на ход судебного процесса и его результат. Борьба писателя с предрассудками, невежеством и полицейско-судебным произволом закончилась убедительной победой. В этом поединке проявились благородство и самоотверженность В. Г. Короленко, его гражданское мужество и глубокая искренность, удивительная энергия, питаемая горячей любовью к удмуртскому народу.

    Литература

    – Петроград, 1914. – С. 298-301.

    2. [Отклик на статью В. Г. Короленко] // Вестник Европы. – 1895. – №11.

    3. Короленко, В. Г. Мултанское жертвоприношение / В. Г. Короленко // Русское богатство. – 1986. – №11. – С. 147-154.

    4. О. Б. А. Толки печати о мултанском деле и о приговоре по делу г. Жеденева / О. Б. А // Русское богатство. – 1896. – №6. – С. 191-199.

    – 1898. – №9. – С. 186-202.

    6. Зырянов, П. Из Вятского края («Ученый труд» о человеческих жертвоприношениях) / Парфен Зырянов // Русское богатство. – 1898. – №10. – С. 167-179.

    ­ство. – 1895. – №6. – С. 154-171.

    8. Луппов, П. Н. Громкое дело мултанских удмуртов / П. Н. Луппов. – Ижевск: Удкнига, 1925. – 40 с.

    9. Смолярчук, В. Исследование народного судьи о В. Г. Короленко / В. Смолярчук // Социалистическая законность. – 1983. – №4. – С. 66-67.

    – 2006. – №8. – С. 22-33.

    Раздел сайта: