• Приглашаем посетить наш сайт
    Салтыков-Щедрин (saltykov-schedrin.lit-info.ru)
  • Короленко Софья. Книга об отце
    Юбилеи

    ЮБИЛЕИ

    Вернувшись из путешествия в Саров 26 июля 1903 года, отец застал в Полтаве множество поздравитель­ных телеграмм и приветствий.

    "Насилу разобрался с юбилейной литературой,--пи­шет он 29 июля 1903 года Н. Ф. Анненскому. --  Признаться, я не ждал такого потока, некоторые приветст­вия меня очень тронули... Николай Константинович из Костромы прислал пожелание: прожить еще столько и еще полстолько. Из этого вижу, что он, должно быть в хорошем настроении... Чехов, кроме подписи на телеграмме "Русской мысли", прислал отдельно: "Дорогой, любимый товарищ, превосходный человек, сегодня с особенным чувством вспоминаю вас. Я обязан вам мно­гим. Большое спасибо. Чехов". Это одна из особенно приятных для меня телеграмм, потому что я его давно люблю..."

    ­телей. Празднование возникло неорганизованно и при­несло телеграммы, письма, адреса, принятые на более или менее обширных собраниях по всей России, в са­мых отдаленных, глухих углах и в местах ссылки. В столице решено было организовать юбилейное торжест­во. По этому поводу Н. Ф. Анненский 21 октября 1903 года писал отцу:

    "Третьего дня отправил Вам письмо, в котором, между прочим, просил Вас не откладывать надолго Ваш приезд в Петербург и назначить точно время оно­го. Теперь вдогонку посылаю вторую и настоятельную просьбу о том же.

    Побуждает меня к сему следующее.

    На 14 ноября назначено в Петербурге некое дейст­во, в котором Вы являетесь необходимым участником и отказаться от коего не имеете никакого права. Еще весною в петербургских литературных кругах решено было чествовать 25-летие Вашей литературной деятель­ности. Летом провинция нас перехватила и выполнила, по собственному почину и без всякой предварительной организации и подготовки, часть предположенной программы. Но другая часть осталась за Петербургом, н он ее желает осуществить.

    ­ете права отказываться от чествования,-- по двум ос­нованиям. Во 1-х, все такие чествования, как предпо­лагаемое, суть, так сказать, факты общественного ха­рактера: чествуется не только то или иное лицо, но вместе с тем подчеркиваются симпатии общества к то­му кругу идей, к тому делу, которому служит чествуе­мый. И это -- главное значение всех юбилеев. Сам юбиляр является в известном смысле страдательным лицом и он должен смиренно "претерпеть" -- во имя опять-таки общих у него с его почитателями симпатий к одним и тем же, дорогим для них, идеям. Затем спе­циально по отношению к Вашему юбилею есть еще од­на особенность, его выдвигающая: организуют его объ­единенные организации 11 периодических изданий в Петербурге ("Русское богатство", "Мир божий", "Вест­ник Европы", "Образование", "Журнал для всех", "Право", "Народное хозяйство", "Русская школа", "Вестник самообразования", "Хозяин", "Восход"). Это первый литературный праздник, так устраиваемый. Не­ужели же Вы, так горячо всегда ратовавший за едине­ние единомысленной по принципиальным вопросам час­ти журналистики,-- расстроите один из первых опытов такого единения?..

    Зная Вашу скромность, мы сначала решили было ничего Вам наперед не говорить, а захватить Вас здесь экспромтом,-- но затем это найдено было рискованным, и товарищи поручили мне известить Вас о готовящем­ся на Вас нападении,-- что я и делаю. Имейте в виду, что дело идет не о "намерениях" только. Все уже нала­жено и организовано и расстроить не только не жела­тельно, но и нельзя. Остается претерпеть..."

    Чествование в Петербурге в назначенный день  состоялось. Отец согласился с настойчиво выраженным мнением и присутствовал на торжественном заседании. В архиве его хранятся адреса, телеграммы и письма, полученные им в этот юбилей. Читая их, можно согла­ситься с аргументацией Анненского: везде говорится о событиях исторического и общественного значения, в которых В. Г. Короленко принимал участие. Ему лично это внимание было тяжело. Адреса заставляли его осо­бенно сильно чувствовать свою ответственность.

    Каждая из групп населения, принося привет и бла­годарность, только углубляла сознание того, какая стихия ненужных, бесплодных страданий разлита во­круг. И приветы и благодарности, в которых с особен­ной ясностью подчеркивались темнота и бесправие, становились для отца в юбилейные даты поводом к особенно печальным размышлениям.

    "Сейчас Вы в Кишиневе. Интеллигентное кишинев­ское общество с чувством особенного удовольствия от­мечает факт Вашего пребывания здесь. И сюда Вас привело то же искание правды, то же стремление изучить и осветить один из самых грустных симптомов не­ведения темной части нашего общества -- стремление, красной нитью проходящее через всю Вашу литератур­ную и общественную деятельность..."

    Следующие юбилейные даты приносили Короленко грустные приветы, говорившие о темной силе национа­листической ненависти, о реакции и о слабости боров­шихся с ней.

    "Как общественный деятель,--писали ему в 1913 го­ду,-- Вы явились своего рода гражданским истцом от имени всей интеллигентной и мыслящей России... Стонал ли голодающий крестьянин, произошли ли холерные бунты, лилась ли еврейская кровь на улицах Кишинева и Гомеля, обвиняли ли мултанских вотяков в человече­ском жертвоприношении, томился ли в предсмертной тоске приговоренный к казни, измышляли ли легенду "ритуальности" на гонимый еврейский народ, -- во всем этом громко и сильно звучал Ваш голос.

    Русское общество никогда не забудет Вашей защиты вотяков в мултанском процессе, никогда не изгладится для истории значение "Бытового явления". С интересом развернет будущий историк русской общественности Ваше письмо к статскому советнику Филонову в защиту избитых ка­зацкой плетью сорочинских крестьян. С волнением проч­тет он статьи о военной юстиции. С любопытством и удивлением просмотрит он протест русского общества против кровавого навета на евреев. Во время ужасов недавно пережитой русской реакции, когда все было разбито, подавлено, когда человеческая жизнь была обесценена, Вы одновременно с Львом Толстым нашли в себе достаточно смелости и решимости, чтобы поднять свой голос против смертной казни..."

    ­ной деятельности Короленко, которые были особенно близки их авторам.

    Томские печатники писали 15 июля 1903 года: "Кон­чая сегодня свой трудовой день, соберемся тесной семь­ей с тем, чтобы послать свой искренний привет и бесхит­ростное спасибо пятидесятилетнему труженику всем нам дорогой печати..."

    "В день празднования двадцатипятилетия Вашей ли­тературной деятельности, -- писали рабочие, ученики ве­черних классов Обуховского завода, -- когда отовсюду Вам шлют привет, позвольте и нам, рабочим Обуховско­го завода... присоединиться и приветствовать Вас. Мы  приветствуем Вас, как борца против тьмы, пошлости и злобы. Двадцать пять лет Вы твердо и верно старались обнажать и показывать все недостатки нашей серенькой обыденной жизни; часто Вы указывали и выход из такой жизни. На страницах Ваших произведений Вы призыва­ли видеть в каждом человеке не животное, не машину, но существо с разумной душой. В самых "маленьких" и даже в самых "пропащих" людях Ваше доброе, отзыв­чивое сердце умеет найти много того, чего нет у их го­нителей, хвалящихся своими добродетелями. Этим и многим другим Вы давали понять, как далек род чело­веческий от своего назначения, как непрочно его жал­кое счастье, основанное на самодовольстве. И кто слы­шал Ваше горячее заступничество за всех преследуемых жизнью, те невольно должны задуматься над такими вопросами, на которые раньше не обращали никакого вни­мания. Не обращали же потому, что света мало у нас, а в темноте разве много увидишь... На страницах Ваше­го журнала мы всегда видели ту же борьбу с мещан­ством, рутиной и невежеством. И не Ваша вина, что еще многие и многие сотни людей, ищущих света и стремя­щихся к нему, не могут найти его..."

    ­ких читателей,--пришли сотни обращений из сел и де­ревень от учителей, врачей, крестьян, из уездных горо­дов. Из Луганска правление общества вспоможения частному служебному и профессиональному труду писало:

    "Каждый из нас с нетерпением ожидает появления новых Ваших работ, жадно ловит газетные известия о Вашем житье-бытье и считает праздником для себя тот день, когда получает книжку "Русского богатства" с Ва­шими повестью, рассказом или встречает в печати про­явление Вашего благородного ума и сердца в какой-либо другой форме... Для нас, людей тяжелой борьбы за  существование, много значит голос друга-брата,-- а Вы именно являетесь для нас таким..."

    Представители полтавской общественной библиоте­ки писали от лица своих читателей:

    "... Вы, Владимир Галактионович, получили счастли­вую способность силою своего дарования расширять пределы возможного общения между людьми, И этот дар, врученный Вам судьбою, Вы обратили на служе­ние ближним. Вашу живую веру в настоятельность и возможность воплощения в жизни света и правды. Ваше искреннее настроение деятельной борьбы за их сущест­вование Вы вылили в Ваших произведениях и таким образом передали их читателям. Звучит ли в этих про­изведениях голос резкого протеста против произвола и грубости, рисуется ли картина мирного трогательного благожелательства, тихая ли грусть о непорядках жиз­ни, или же возмущающие образы ненужного зла, при­чиняемого человеку человеком,-- все это будит в на­строении читателя лучшие чувства, дает ему возмож­ность пережить вместе с Вами минуты духовного подъе­ма. И робкие порывы, слабые силы заброшенного в глушь унылого интеллигента... получают сознательную силу и яркость. В художественных образах Вы раскры­ваете читателю значение того, что для него является особенно дорогим в жизни... И он уже не чувствует себя одиноким, заброшенным, перестает смотреть на свои мечты, как на что-то выдуманное, нереальное. Нет, то, о чем он болеет, чем он волнуется, -- не химера, оно неискоренимо живет в душах людей и широким потоком течет в человеческой жизни. И вера в лучшее будущее крепнет, силы прибывают. Вы помогаете таким образом читателю увереннее смотреть вперед, находить в себе более сил для борьбы за свет и правду и укрепляете в нем сознание, что борьба со вскрытыми Вами силами не напрасна и не безнадежна..."

     Учитель С. Рыжков писал 15 июля 1903 года из да­лекой деревни:

    "Много Вы, высокоуважаемый Владимир Галактио­нович, получите нынче адресов, писем... Много Ваших читателей и почитателей пожелают поделиться с Вами нынче словом... Несоизмеримо больше Ваших читателей не могут Вас приветствовать, закинутые в глушь, одинокие, не имеющие возможности получать вовремя ни журнала, ни газеты, а очень часто не имеющие возможности и выписывать их... К числу таких Ваших друзей-читателей принадлежит и народный учитель...

    Вы не даете русскому человеку утонуть в море "не­страшной" житейской мелочи, Вы с неподражаемым искусством показываете ему, как "нестрашное" может сделаться "страшным"... По странной иронии, вероятно, народный учитель, лишенный прав, призван бороться с "нестрашным"... Трудно ему: читает он -- виноват, зачем читает. Верно, революционер. Не читает -- виноват: за­чем не читает,-- невежда. Сидит одиноким -- худо ему: верно, социалист. Ведет компанию с коллегами -- опять беда: о чем могут говорить народные учителя? -- нужно последить, и следят. Следят по-деревенски, так что тошно ему бедному становится... Запьет с горя -- конец ему: какой пример подаст пьяница? -- гнать его. И гонят... И не знает он, как ему быть и как поступать. Только та­кие примеры, как Ваш, дают ему силу тянуть свою горь­кую долю и верить, что не все же будут удивляться его странному бескорыстию. Вот почему народному учите­лю особенно дороги Ваши высокие примеры, Ваши вызо­вы всему ложному, грубому..."

    ­валась в приветах, которые шли из ссылок и тюрем. В 1911 году ссыльные г. Балаганска и села Малышевки в Сибири писали:

    "В период полного равнодушия русского общества к  судьбе политических заключенных Вы чутко прислуши­вались к отголоскам неравной борьбы, ведущейся за стенами казематов, и возвысили свой негодующий голос, чтобы разоблачить позор тюремных насилий...

    ­щим с ними ссылку, Вы близки и дороги не только как писатель, являющийся символом борьбы за лучшие иде­алы человечества, но и как деятель, разделивший нашу судьбу, прошедший через невзгоды ссыльной жизни и личным примером осветивший путь, лежащий перед нами..."

    "Особенности туруханской ссылки не позволили при­слать Вам, дорогой Владимир Галактионович, ко дню Вашего юбилея выражение наших лучших пожеланий. Примите же запоздалый привет..."

    К годовщине двадцатипятилетия возвращения из ссылки в 1911 году шли приветы "из далекой Сибири", "из медвежьих углов". 24 января 1911 года ему писали:

    "... Вспоминая, что исполнилось четверть столетия с той поры, как Вы покинули сибирские сугробы, собра­ние единогласно выразило свое сочувствие и тем, кото­рые против воли еще остаются за Уралом. Приветствуя Вас и параллельно упоминая о тысячах других людей, имеющих право на сочувствие, оно держалось мнения, что не совершает какой-либо бестактности, потому что все присутствующие очень хорошо помнили ту трога­тельную искренность, с которой Вы всегда превращали дело страждущих в собственное дело..."

    "Мне приходилось бывать часто в тюрьме,-- писал 13 июля 1913 года П. Рысс,-- оттуда Вам шлют привет Ваши читатели, справляющие Ваш юбилей по-своему, об этом просят сказать Вам..."

    Среди этого огромного материала, приуроченного к юбилейным датам, хранятся не только приветствия, здесь есть напоминания о тех сторонах жизни и о тех группах, на нужды которых отец никак не отозвался, и просьбы вспомнить их. В 1911 году группа белорусов писала:

    "... Мы надеемся, что Вы, уважаемый Владимир Га­лактионович, не преминете поднять свой голос и о судьбе нашего убогого Белорусского края..."

    Есть упреки украинцев, считавших, что Короленко изменил своему народу, отдавая силы служению вели­корусской культуре. Есть и письма, полные ненависти, порой грубой брани.

    "... Вы негодяй, вы вор, вы убийца,-- писали ему. -- Вы защитник жидов, если Вы защищаете вора, то Вы сами вор, если Вы отвергаете смертную казнь, то ста­новитесь сами убийцей..."

    "... Вы отлично знали, что никакой борьбы за свобо­ду, равенство и братство не было, а была одна ложь, преступление против родины и своего народа в угоду японцам, немцам, евреям, туркам, всем, кому угодно, только не нам... русским рабочим..."

    По большей части такие письма были анонимны, и на них он ответить не мог.

    Было и еще одно свойство юбилейных дат, превра­щавшее их в настоящее мучение для отца,-- они прино­сили множество просительных писем. Отзывчивость его, действительно огромная, была широко известна. Пол­тавское общество взаимного вспоможения трудящихся женщин в 1918 году писало:

    "Там, где нужна была рука помощи, Вы сердечно и великодушно ее протягивали. Всякий обращавшийся к Вам всегда встречал самое теплое, сердечное участие и чуткое отношение к своим нуждам, мудрый совет и нравственную поддержку, а если чувствовалась в этом необходимость, то и материальную помощь..."

    ­ник просил выслать ему 50 рублей. На вопрос своих дочерей: "Папа, а кто же такой Короленко, что о нем пишут и что все его благодарят?", он хотел бы ответить им, что Короленко тот человек, который поможет дать им образование.

    В письмо вложен черновик ответного письма отца от 17 августа 1913 года.

    "Мне кажется, -- писал он, -- что Вы не вполне пра­вильно объяснили вашим дочерям значение писателя, как человека, который имеет возможность внести плату за всех девочек, желающих учиться. Было бы правиль­нее сказать: писатель от других людей отличается тем, что всем людям принято в день рождения подносить по­дарки. Относительно же писателя дело это поставлено как раз наоборот и потому, например, в 60-ю годовщи­ну рождения бедняге от такого извращенного обычая приходится очень трудно.

    На днях Вы получите из Петербурга 50 р. Это не зна­чит, однако, что я в состоянии взять на себя и дальней­шие взносы..."

    Отвечая на такую же просьбу о материальной помо­щи К. В. Шмаковой, 12 сентября 1913 года он писал:

    "Я совершенно понимаю чувства, которые диктовали Ваше письмо, и то участие, которое Вы проявляете к симпатичной Вам семье. Но, может быть, и Вы захоти­те войти в мое положение.

    по­лучаю такие письма и такие просьбы то от лиц мне бо­лее или менее известных, то от совершенно незнакомых.

    И последних, конечно, гораздо больше. А теперь, когда газеты упоминают мое имя по поводу шестидесятиле­тия, -- каждая почта приносит мне одну, две, а то и больше просьб, начиная с десятков рублей и кончая ты­сячами. А ведь я только писатель, и мне чрезвычайно трудно даже отвечать на все такие просьбы, несмотря на их убедительность. В результате авторы этих писем "по поводу юбилея" и мне совершенно истерзали душу, возлагая на меня ответственность за последствия отка­за в посылке денег, и сами испытывают разочарова­ние, -- так как быть писателем не значит иметь возмож­ность посылать не только тысячи и сотни, но даже де­сятки рублей, в таком количестве, по требованию незнакомых лиц.

    Вот и Ваше письмо. Я не могу оставить его без от­вета, так как оно производит на меня впечатление искренности и сердечного участия к другим. Но и таких очень много, и я могу принять в этом деле участие лишь в ничтожных размерах. На днях вышлю Вам 25 рублей, и это все, что я могу сделать. Вы уж сами передайте по принадлежности, не упоминая моего имени".

    ­довщины его жизни, принося требования и упреки, лю­бовь и ненависть, подводя итоги пройденного пути и за­ставляя среди этих разнообразных вызванных ими чувств и желаний строже проверять свой путь в даль­нейшем.

    Раздел сайта: