• Приглашаем посетить наш сайт
    Хемницер (hemnitser.lit-info.ru)
  • Короленко Софья. Книга об отце
    Студенческие волнения. Суд чести над Сувориным

    СТУДЕНЧЕСКИЕ ВОЛНЕНИЯ.

    СУД ЧЕСТИ НАД СУВОРИНЫМ

    В дневниках В. Г. Короленко, которые с годами все больше и больше становились летописью общественных событий, много места уделено студенческим волнениям. В последние годы жизни эту тему он развил в главе очерков "Земли, земли!", озаглавив ее "Студент на деревенском горизонте". В дневнике 1899 года подробно рассказано о студенческих волнениях, охвативших с 8 февраля Петербургский университет и другие высшие учебные заведения.

    "Фактическая история волнения такова: каждый год 8 февраля, в годовщину Санкт-Петербургского универ­ситета, одна часть студентов обыкновенно расходилась после акта по разным частям города, по трактирам и ресторанам, и там происходили кутежи и попойки. В 1895 г. эти кутежи, производимые как раз самой бла­гонамеренной частью студенчества, приняли довольно за­метные размеры,-- в смысле, конечно, простого наруше­ния полицейской тишины и порядка.

    [...] Другая, гораздо более многочисленная и более серьезная часть студенчества собиралась на так назы­ваемые "чаепития", -- нанимались с ведома полиции  помещения, где молодежь, пользуясь скромными буфета­ми, проводила время в беседах, слушая речи, рефера­ты и т. д. По временам на чаепития приглашались по­четными гостями профессора, иногда писатели и т. д. По­лиция терпела, пожалуй, даже поощряла эти собрания, потому что они отводили праздничное настроение моло­дежи в спокойное русло. Постепенно эти "чаепития" приобрели право гражданства и стали привлекать все больше и больше молодежи. Уличные беспорядки сокра­щались в размерах, и уже в 1897 и 1898 гг. порядок на улицах почти не нарушался. Самое большее было то, что студенты, выйдя из университета, шли через Неву гурьбой и пели "Gaudeamus" (Старая студенческая песня. Прим. ред. "Дневника".). Дойдя через площадь до Невского, толпа таяла постепенно, расходясь по ресто­ранам и трактирам. Можно было ожидать, что в настоя­щем году это явление было бы еще слабее, чем в про­шедшие годы..." (Дневник, т. IV, стр. 121-122. Запись от 12-28 февраля 1899г.).

    В этом году толпа, двинувшаяся после акта через Неву, была разогнана и избита полицией.

    "Вечером по обыкновению происходили "чаепития", -- одно на Фонтанке; в доме коммерческого училища, дру­гое на Петербургской стороне. Я получил приглашения на оба, но пошел на более многолюдное и ближайшее -- на Фонтанку. Народу было очень много, настроение спокойное. Говорили сначала К. К. Арсеньев, потом про­фессора Яроцкий и Свешников, потом В. А. Мякотин, потом студенты. Речь шла о современных настроениях, о марксизме, об "идеалистических сторонах учения Маркса", происходили прения, как обыкновенно, в конце концов разговор свелся на диалог между двумя спорив­шими, стало скучно, и я вышел в коридор.

    В конце коридора в обширной буфетной комнате слышалась песня. Пока мы прошли туда, песня уже смолкла и в кружке посередине зала плясали. Я взо­брался на стол, чтобы лучше видеть. Какой-то кавказец отхватывал лезгинку, приглашая в круг молодую девуш­ку, которая сначала стеснялась, но затем она поплыла впереди, разводя руками, а он, топая и приседая, мчал­ся за нею. Вся окружающая толпа молодежи принима­ла участие, хлопая в такт ладонями. Как только танец кончился и молодая девушка вошла в толпу, а в круг выскочил какой-то студент в синей рубахе и начал от­калывать "русскую", -- вдруг среди шума раздался воз­бужденный голос:

    -- Товарищи! Одну минуту молчания.

    Все смолкли. Какой-то высокий, красивый молодой человек протискался из задних рядов и сказал, страстно жестикулируя и сверкая глазами:

    -- Не время плясать. Сегодня, утром, наших това­рищей били нагайками, а вы здесь отплясываете... Стыдно!

    Раздались шиканья и крики: верно! верно! Студент в синей рубахе, прерванный в начале какого-то "колена", подошел к говорившему почти вплоть и, сложив руки на груди, сказал:

    -- Ну, что ж такое. Вот меня самого утром избили... Завтра об этом потолкуем, а сегодня я пляшу. Валяй, ребята!

    -- Верно, верно!

    ­дня веселье. Валяй!

    -- Не надо! Не надо!

    Пляс возобновился, но без прежнего оживления. Многие ушли. По длинному широкому коридору шли кучки студентов, горячо обсуждая этот маленький инцидент. И всюду слышалось: "Cxoдкa, завтра сходка в университете!"

     Было около часу. В зале все продолжались дебаты, молодежь жалась к эстраде, где референт состязался с возражавшим ему ярым "марксистом": "Коллега ска­зал, что мы отрицаем всякую идеологию... Одна только классовая борьба и классовое самосознание..."

    Я оглянулся кругом. Завтра вся эта молодежь, при­надлежавшая к различным "классам" и слоям общест­ва, поставит на карту все свое будущее, и может быть, в том числе оратор, не признающий ничего, кроме клас­сового сознания и "экономических факторов"...

    В час мы с Н. Ф. (Прим. ред. "Дневника".) вышли на Фонтанку и пошли по Невскому вместе с М. И. Свешниковым, профессором. Профессора уже знали, что на завтра готовится огром­ная сходка. Впрочем, об этом, пожалуй, знал уже весь Петербург, и во всех слоях общества бродило сочувст­вие к избитым студентам.

    Невский был уже почти пуст, только полиция была настороже. Трактир Палкина по распоряжению градо­начальника был закрыт, электрический шар у входа по­тушен, наглухо закрытые двери красноречиво глядели на улицу, охраняемые целыми кучками городовых и околодочных... Даже нас, двух солидных людей, прово­дил пытливым взглядом какой-то зоркий полицейский офицер, стоявший на углу. Мы могли бы успокоить по­лицию: не было никакого сомнения, что двери Палкина в эту ночь были решительно вне всякой опасности..." (Дневник. В следующие дни состоялись сходки.

    "К 20-му февраля забастовка охватила следующие заведения:

    1) С[анкт]-П[етербургский] университет 10 февраля 3964 чел.

    3) Московский] универси­тет 16 4500

    " 17 2796

    5) Лесной институт 12 502

    6) Горный " 12 480

    " 13 1024

    8) Электротехнический " 12 133

    9) Инст[итут] инж[енеров] путей сообщения] 12 888

    10) Инст[итут] граждан­ских] инженеров 13 353

    11) Историко-филологиче­ский 15 90

    13) Сельскохозяйственный] институт 18 неизв.

    14) Киевск[ий] политехни­кум 17 340

    15) С[ельско]хоз[яйственный] институт]  ­сандрии 16 неизв.

    16) Высшие ж[енские] курсы 13 960

    17) Ж[енские] медиц[инские] курсы 12 370

    18) Ж[енские] педагогичес­кие] курсы 16 183

    19) Рождеств[енские] курсы 13 250(?)

    21) Зубоврач[ебные] курсы -- --

    22) Академия художеств 14 375

    24) Рижский политехникум 18 1500 Всего свыше 20896 чел.

    Как всегда во время студенческих волнений, наряду с академическими и специально студенческими вопроса­ми выступали и общие.

    "Да, несомненно, их решить не молодежи, но они всегда волновали и всегда будут волновать всего более именно молодежь, потому что она наиболее чутка и вос­приимчива. Их решить -- не молодежи, но расплачива­ется за них именно молодежь, и будет расплачиваться очень долго. У нас сменялись разные течения: был "нигилизм" -- и некоторые из теперешних государственных людей помнят, как, вовсе даже не будучи нигилистами, они волновались в 60-х годах из-за матрикул (Студенческие экзаменационные книжки с приложением фото­графии. Студенты обязаны были иметь их при себе, как удостове­рения личности. Книжки эти были введены впервые в 1861 г. одно­временно с разного рода стеснениями академической свободы, что и вызвало волнения среди студентов. Прим. ред. "Дневника".)"филосо­фы" винили народничество, не замечая, что это направ­ление вмещало в себе и радикализм и реакцию. Потом наступили 80-е годы; подавленность, угнетенность, реак­ция в настроении против бурных потрясений 70-х годов, самоуглубление, самосовершенствование, недоверие ко всем общественным формам и движениям, "непротивле­ние" и грандиозные волнения студентов, совершенно пе­реполнившие в Москве Бутырский замок и манежи... И отозвавшиеся на высших заведениях в других городах: Петербурге, Киеве, даже Казани. Теперь, конечно, те же "философы" готовы винить марксизм... И все дело в том, что опять повторилось движение, никогда не затихавшее в России надолго. И повторилось так сильно, как еще, пожалуй, не бывало" (Дневник, т. IV, стр. 120-121. Запись от 12-28 февраля 1899 г.).

    В связи со студенческими волнениями произошел ин­цидент, о котором Короленко в дневнике пишет:

    "21 и 23 февраля и 23 марта в "Новом времени" по­явились "Маленькие письма" А. С. Суворина по поводу студенческих беспорядков. Своим, теперь уже давно обычным, тоном деланной искренности, a la Достоев­ский, Суворин [...] обращает свои довольно суровые по­учения исключительно в сторону молодежи [...] Письмо-это, систематически подменяющее действительную при­чину беспорядков (нападение полиции на улице) "не­желанием подчиняться порядкам учебных заведений",-- вызвало в обществе бурю негодования" (.

    "... Начались протесты против "Нового времени": сна­чала Минералогическое, потом Историческое общества по предложению своих членов отказались печатать свои объявления в "Новом времени", а также просили не вы­сылать им газету. За ними последовали многочисленные заявления частных лиц, письма печатались в газетах, пока... цензура не взяла Суворина под свое покрови­тельство и не запретила печатание заявлений "против газет, не одобряющих волнений молодежи..." До этого времени в газете "Право" успела еще появиться пре­красная статья К. К. Арсеньева, спокойно, с силой сдер­жанного негодования разбивавшая прозрачный серви­лизм суворинской аргументации... Но уже моя заметка, назначенная для мартовской книжки "Русского богат­ства", целиком не пропущена цензурой, и не по причине  каких-нибудь резкостей, а просто потому, что речь шла о беспорядках и о мнениях по этому поводу Суворина и его противников...

    [...] После этого против Суворина поданы заявления в суд чести (Суд чести при Союзе писателей. "Дневника".) и комитетом возбуждено перед судом чес­ти обвинение Суворина в поведении, недостойном зва­ния члена Союза" (Дневник, т, IV. стр. 156-157.).

    "Суд чести Союза писателей постановил приговор по делу Суворина. Осудив "приемы" его, признав, что он действовал без достаточного сознания нравственной от­ветственности, которая лежала на нем ввиду обстоя­тельств вопроса, что он взвалил всю вину на студентов, тогда как сам должен признать, что в деле есть и дру­гие виновники,-- суд чести, однако, не счел возможным квалифицировать его поступок, как явно бесчестный, который мог бы быть поставлен наряду с такими поступ­ками, как шантаж и плагиат,-- упоминаемые в 30 ст[атье] устава Союза.

    ­му, будет осенью еще больше. Суворин (представивший длинное, бессвязное, в общем совершенно бестолковое объяснение, кое-где лишь указывавшее на действитель­ные промахи обвинявшего комитета), -- очень волновал­ся и накануне прислал письмо на имя Арсеньева, в ко­тором просил ускорить сообщение приговора, так как ему чрезвычайно тяжело ожидание. Приговор был готов н послан ему в тот же день. Многие ждали, что суд чес­ти осудит Суворина. "Если не за это одно, то за все вообще". Мы строго держались в пределах только данного обвинения, и, по совести, я считаю приговор ­ных побуждений: он полагал, что исполняет задачу мен­тора. Но у него давно уже нравственная и цивилическая глухота и слепота, давно его перо грязно, слог распу­щен, мысль изъедена неискренней эквилибристикой...

    [...] Все эти приемы в "Маленьких письмах" мы и от­метили и осудили. Но мы считали неуместным и опасным становиться судьями всего, что носит характер "мнений" и "направления". С этим нужно бороться не приговора­ми. А от нас именно этого и ждали..." (Дневник, т. IV, стр. 171--172. Запись от 24 июля 1899 г.)

    Приговор суда чести по делу Суворина вызвал боль­шое неудовольствие в студенческой среде и в широких кругах интеллигенции.

    Летом 1899 года мы жили на даче в деревне Растяпино близ Нижнего Новгорода, Здесь отец работал над рассказом "Маруся" для сборника "Русского богатства", впоследствии названном "Марусина заимка". Из Ниж­него часто приезжала знакомая молодежь, и шли споры по поводу приговора суда чести над Сувориным. В ар­хиве отца хранятся письма, порицавшие участников су­да -- Анненского и Короленко, Был получен протест из Нижнего, в котором им рекомендовалось отказаться от общественной деятельности. Среди подписавшихся 88 че­ловек было немало знакомых отца и Анненского. По этому поводу отец писал A. П. Подсосовой:

    "Можно возмущаться теми или другими мнениями писателя, можно протестовать против них, но судить за них нельзя. Это азбука свободы слова и печати, которая, к сожалению, еще не знакома многим не в одном Ниж­нем. Одно дело -- журнальная статья, другое дело -- приговор того или иного суда, Я могу бороться с мне­нием, но буду против его "осуждения" судом и даже са­мой отдачи под суд.

    Публику, и меня лично, и всех нас  глубоко возмутило "мнение" Суворина о том, что госу­дарству ничего не стоит выкинуть десятки тысяч моло­дежи. Арсеньев заклеймил это мнение в печати, мою статью по этому поводу задержала цензура. Но оба мы полагаем, что даже с такими мнениями нужно бороться не приговорами суда. Поэтому мы сразу поставили принцип: мнения Суворина нашему суждению не подле­жат. Между тем, мы знали, что именно "мнения" глав­ным образом возмущали большинство. Мы знали, что, осудив лишь некоторые приемы Суворина, -- мы не удов­летворим ни Суворина, ни очень многих в обществе. Но мы думали не о Суворине и не о большинстве, а о необ­ходимости полной справедливости суда и о некоторых "началах", которые, по нашему мнению, важнее всяких Сувориных. И если бы пришлось такое же дело судить вторично, и если бы протестовали не 88, а 88 880 чело­век, мы все-таки "имели бы гражданское мужество" сказать то же..." (II, папка N 7, ед. хр. 95.).

    В течение четырех лет пребывания в Петербурге от­цу приходилось постоянно участвовать в суде чести, в кассе взаимопомощи, в Литературном фонде, выступать на вечерах с благотворительной целью. Его литератур­ная работа не шла, нервность и бессонница не проходили. В 1900 году он решил уехать из Петербурга в провин­цию, все равно куда, лишь бы подальше от столицы, где он чувствовал себя очень плохо.

    "Петербург не по мне,--записал Короленко в дневнике 1901 года. --... Мелкие "подлитературные" дрязги, пересуды, столкновения... Потом цензура, объяснения с авторами, концерты, чтения, обеды с речами, суд чести, кажется, нужный только для того, чтобы портить на­строение самим судьям и, пожалуй, сторонам... Одним словом -- сутолока и притом довольно бестолковая... Прибавить к этому болезнь (с 96 года) --и четыре года " (Дневник, т. IV, стр. 186. Записано в январе 1901 г.).

    Помню, на столе разложили карту России, и все, в том числе и мы с сестрой, с интересом путешествовали по ней, выбирая место будущей жизни. Мы были при­влечены к этому обсуждению, как равноправные, и я вспоминаю интерес, который приобрели вдруг кружочки и черные буквы на карте. За ними скрывалась таин­ственность новых мест, не оставлявшая сожаления о разлуке с Петербургом, где началась наша сознательная жизнь и возникли первые дружеские связи.

    Для нового места отец поставил два условия,--это должен быть маленький городок, по возможности без газеты, так как он хотел хоть на первое время быть сво­бодным от провинциальной газетной работы, и в хоро­шем климате на юге, потому что моя младшая сестра была очень слабой и часто хворала.

    Выбор по совету М. И. Сосновского, полтавца, зна­комого отца по ссылке и литературной работе, остано­вился на Полтаве. Казалось, этот тихий маленький го­родок удовлетворял нашим требованиям: в нем не су­ществовало в то время газеты, был прекрасный климат, масса зелени. Зимой на маленьком пруду устраивался каток. Отец продолжал увлекаться коньками, выучив и нас хорошо кататься.

    ­чать более интенсивную литературную работу, что было невозможно в столице.

    Весной 1900 года мы уехали из Петербурга на лето Уральск.

    Раздел сайта: