• Приглашаем посетить наш сайт
    Чарская (charskaya.lit-info.ru)
  • Короленко Софья. Книга об отце
    Путешествие на Светлояр

    ПУТЕШЕСТВИЕ НА СВЕТЛОЯР

    Летом 1905 года отец решил предпринять пешеход­ное путешествие на Светлояр, куда он и в прежние го­ды ходил наблюдать кипение народных споров по воп­росам веры. Ему было интересно посмотреть, как совре­менные события отражаются в среде, которая составляла основной пласт населения и которую он наблюдал внимательно в течение ряда лет. Он хотел видеть, как врывается туда современность, что говорят и думают о войне.

    На этот раз он взял и нас с сестрой. Мы заехали в Дубровку к Малышевым. Сергей Андреевич Малышев, спутник отца в последнем его путешествии, теперь при­соединиться не мог, так как был связан подпиской о не­выезде. Из Дубровки, захватив с собой сына Малыше­вых, Андрея, мы отправились по железной дороге до Самары, где сели на пароход. В дневнике отца запи­сано:

    "... Мы приехали уже вечером с вокзала на пристань "Кавказа и Меркурия" и решили переночевать здесь... Река уже заснула... Только под другим берегом в свет­лом сумраке передвигался буксир с двумя баржами... На меня пахнуло Волгой и прошлым..."

    В письме к жене 20 июня 1905 года, на пароходе, он писал:

    "Волга на меня произвела сильное впечатление. Не­вольно оглядываюсь назад и вижу, что с ней связаны лучшие моменты жизни. Первый раз я увидел ее в 1879 году, в Ярославле, в начале ссылки... Потом Нижний, наши с тобой прогулки, потом туманный вечер в Кост­роме, когда ты осталась после нашего разговора в каюте, а я долго ходил по палубе "Охотника"... Потом наша свадьба, мой литературный успех, дети... Целый период жизни вставлен, как в рамку, в волжские впе­чатления... И теперь я на Волге, точно на родине..."

    Мы с сестрой в первый раз в своей сознательной жизни ехали по Волге, и так как третий класс был вни­зу, мы попросили у отца разрешения ехать во втором. Сам он ехал в третьем. Расположившись там на своем месте, он по временам поднимался к нам на палубу и рассказывал о своих встречах и впечатлениях.

    В путевой книжке записано:

    "20-го июня утром часов в 71/2 я проснулся от ут­реннего холода, для защиты от которого у меня только клеенчатый плащ, который холодит еще больше. Кто-то довольно грубым голосом, но с оттенком сентименталь­ности поет...

    Невдалеке кучка татар приготовляет воду для ут­реннего намаза. Еврей-караим стоит в углу, повернув­шись к стенке, с рукой, перевязанной "тфилимом". Стоит, точно изваяние, неподвижно, с мрачной серьез­ностью; очевидно, молится про себя.

    -- А я как испужалася,--говорит нараспев, накло­няясь ко мне, толстая красивая молодая женщина -- жена служащего на нефтяных промыслах, нижегородка родом, из Семеновского уезда. -- Проснулася: гля­жу, стоит... Что такое, думаю... Страшный какой-

    -- Молится,-- говорю я.

    -- То-то молится, я уж вижу... А еврей. Это "а еврей" она произносит с странным выраже­нием. В глазах у нее насмешка. И еврей тоже молится: дескать, что толку?

    Вчера она рассказывала о бакинских беспорядках. В Баку произошел армянский погром. Она явно одоб­ряет татар. У них закон строгий. Армян они били по приказу нашего царя. Они, татары, послушные.

    У нее нет двух передних зубов и это придает ее лицу что-то детское. Так странно слышать, как она, с этим детским выражением на круглом и добродушном лице, говорит изуверские вещи.

    -- Аны ведь, армяна... что вы думаете,--вредные. Как их и не бить... За дело били... Аны против нашего царя шли. Свово хотели поставить.

    Она едет "из Баки" с мужем, говорит с его слов а еще со слов другой моей соседки по скамьям. Это су­хая старообрядка, едущая прямо "из Баки" и  видевшая все ужасы резни. Она тоже утверждает, что "армяна хотят свово царя". Присоглашали и персиан на свою сторону, но те не пошли.

    ­бернатор сам приказывал: три дня можно, от царя до­зволено, потому как они свово царя захотели, Лалаева.. И корона у него была. Корону нашли.

    ... Так три дня их и били, просто гонялись за ними по городу.

    -- А потом,-- вмешивается еще один очевидец "из Баки", -- замирение сделали. Выехал на площадь и наш архиерей и татарский, стали говорить: теперь замире­ние. Татары вот как руки подымают, от всей души, плачут даже. А армяны ничем ничего, ни тебе слезинки.

    ... В середине дня я знакомлюсь с главным очевид­цем и рассказчиком о бакинской резне. Это -- уроже­нец Семеновского уезда, который сделал карьеру в Баку. Он живет там уже 12 лет и достиг должности "бурового мастера". Зарабатывает 250 р. в месяц. Под его командой состоят от 10 до 20 человек. Он приобрел вид какого-то рабочего иностранца: коротенькая курт­ка, блуза, маленький, не держащийся на голове, круг­лый картузик. Говорит бойко, для своеобразного ще­гольства с кавказским акцентом... Вчера я видел его в компании купцов, едущих из Царицына...

    -- Вы едете из Баку? -- спросил я, когда он сел на место, где сидела его толстуха-жена.

    -- Из самого.

    -- Были свидетелями бакинской резни?

    -- При мне все и было.

    -- Из-за чего же вышло дело?

    -- Из-за того; две нации,--одна слишком умная, другая слишком добрая.

    -- Кто умный, кто добрый?

    -- Умны больно армяне. Он все знает. Если он че­ловек капитальный, хозяин, то поступает грубо, держит себя на петербургскую точку, так что вроде миллионе­ра. Есть у него пять тысяч, то он непременно скажет пятьдесят.

    -- Ну, а армяне-рабочие?

    -- Рабочие тоже много знают. Скажем, у меня в распоряжении десять человек татар или русских. И все будет хорошо. Ну, если хоть два армянина, -- уже ста­новится плохо...

    -- Хорошо... Армяне умные. А добрые?

    -- Конечно, татары. Этот народ любят все. Они спо­койные.

    -- И эти добрые вырезывали умных сотнями?

    -- Значит, добрые собирались вырезать всех?

    -- Да ведь и стоит. Что задумали: давай им своего царя, нашего им не надо.

    -- Откуда это известно?

    -- Как откуда известно? Да они все ливорицинеры.

    Забастовки, это все от них...

    ­нокур, потом казанский владелец 2-х баржей, два-три волгаря-хозяйчики, какой-то долговязый человек из Спасского уезда, с белокурыми усами и тупым рыбьим взглядом, по-видимому, помещик, еще какой-то субъ­ект неопределенной профессии. Еще вчера трое из них, владелец баржей и хозяйчики, при разговорах о войне говорили, что дальше так нельзя, что Россия дошла до пределу, что надо переменить порядки и созвать выбор­ных. Все это говорилось степенно и как бы теоретично.

    И та же среда поддакивала. Теперь эта середка пере­качивает свои симпатии на сторону бойкого бакинца. Он развивает чисто фаталистическую теорию: Россия от века серая. Серой ей и оставаться. Всегда в ней во­ровали, всегда и будут воровать. Это положение вызы­вает в слушателях очень прочное сочувствие: они-то в числе тех, которым при этом живется недурно. Сыплют­ся примеры: как воруют приказчики, как воруют ин­женеры, как воруют пароходные капитаны. Все это го­ворится с захлебыванием.

    . ... Эта философия благонамеренности и воровства, застоя и злобы... идет грузно, как беляна, которая встречается нам на стрежне, и так самоуверенно, как проповедь истинного патриотизма...

    ... Пароход свистит, подходя к Богородску. Публика начинает расходиться... Человек из Спасского уезда смотрит на меня наивно-рыбьими глазами, в которых, однако, на сей раз просвечивает злоба. Некоторая по­дозрительность чувствуется и у других. Во мне они как будто чувствуют нечто родственное тем слишком умным армянам, которые хотят своего царя и которых добрые татары за это избивают..."

    ­ми дорогами к Светлояру.

    Это путешествие вместе с отцом, который был так же добр и спокоен в дороге, в самых неудобных усло­виях, как и у себя дома, вспоминается очень хорошо. Тревога и смятение окружающей жизни, к которым с таким вниманием и интересом присматривался отец, от нас тогда были далеко. В моем воспоминании сохрани­лись широкие просторы Волги, с ее покоем и близкой, знакомой красотой, долгие дороги лесами, такими гус­тыми, что при взгляде в чащу виден был только мрак, лесные поляны с пестрыми цветами и земляникой. Мы шли на Юрьино, Перевоз, Марьино, Городец,  Воскресенское. Во Владимирское пришли около 9 часов вечера. Тотчас же пошли на озеро.

    В очерке "Светлояр", рассказывая о своем посеще­нии этих мест, отец пишет:

    "Когда в первый проезд мимо Светлояра мой ямщик остановил лошадей на широкой Семеновской дороге, верстах в двух от большого села Владимирского, и указал кнутовищем на озеро, -- я был разочарован.

    ­генда о "невидимом граде", куда из дальних мест, из-за Перми, порой даже из-за Урала, стекаются люди разной веры, чтобы раскинуть под дубами свои божни­цы, молиться, слушать таинственные китежские звоны и крепко стоять в спорах за свою веру?.. По рассказам и даже по описанию Мельникова-Печерского я ждал уви­деть непроходимые леса, узкие тропинки, места, укры­тые и темные, с осторожными шепотами "пустыни".

    А тут -- видное с большой проезжей дороги, в зеле­ных берегах, точно в чашке, лежало овальное озерко, окруженное венчиком березок. Взбегая на круглые хол­мики, деревья становятся выше, роскошнее. На верши­нах березы перемешались уже с большими дубами, и сквозь густую зелень проглядывают бревенчатые стены и куполок простой часовни... И только?..

    Когда я пришел к озеру во второй раз, мое разоча­рование прошло. От Светлояра повеяло на меня свое­образным обаянием. В нем была какая-то странно-ма­нящая, почти загадочная простота. Я вспоминал, где я мог видеть нечто подобное раньше. И вспомнил. Такие светленькие озерка, и такие круглые холмики, и такие березки попадаются на старинных иконках нехитрого письма. Инок стоит на коленях посреди круглой по­лянки. С одной стороны к нему подступила зеленая дубрава, точно прислушиваясь к словам человеческой  ­нах второй и первый планы) в зеленых берегах, как в чаше, такое же вот озерко. Неумелая рука благочести­вого живописца знает только простые, наивно-правиль­ные формы: озеро овально, холмы круглы, деревца рас­ставлены колечком, как дети в хороводе. И над всем веяние "матери-пустыни", то именно, чего и искали эти простодушные молители.

    Недалеко, в двух-трех десятках верст, Керженец с его дебрями и разоренными скитами, о которых скит­ницы поют старыми голосами:

    У нас звон был удивленный; удивленный звон подобен грому...

    Был недоступный лес, была тишина, отдаленность от мира. Была тайна.

    Теперь леса порубили, проложили в чащах дороги, скиты разорили, тайна выдыхается. К "святому озеру" тоже подошли разделанные поля, и по широкой дороге то и дело звенят колокольцы, и в повозках видны фи­гуры с кокардами. "Тайна" Китежа лежит обнаженная у большой дороги, прижимаясь к противоположному. берегу, прячась в тень к высоким березам и дубам.

    Познакомившись с чудесным озерком, я после этого не раз приходил к нему с палкой в руках и котомкой за плечами, чтобы, смешавшись с толпой, смотреть, слушать и ловить живую струю народной поэзии среди пестрого мелькания и шума. Вечерняя заря угасала, когда я стоял на холме, близ бревенчатой часовни, в тесной и потной мужицкой толпе, следившей за пре­ниями. И утренняя заря заставала нас всех на том же месте...

    Много наивного чувства, мало живой мысли... Град взыскуемый, Великий Китеж -- это город прошлого.

    Старинный град со стенами, башнями и бойницами, -- наивные укрепления, которым не устоять против самой плохонькой мирской пушчонки! -- с боярскими хорома­ми, с теремами купцов, с лачугами простого "подлого" народа. Бояре в нем правят и емлют дани, купцы ставят перед иконами воску Ярова свечи и оделяют нищую братию, чернядь смиренно повинуется и приемлет ми­лости с благодарными молитвами.

    Многие и из нас, давно покинувших тропы стародав­него Китежа, отошедших и от такой веры и от такой молитвы,-- все-таки ищут так же страстно своего "гра­да взыскуемого". И даже порой слышат призывные звоны. И очнувшись, видят себя опять в глухом лесу, а кругом холмы, кочки да болота..." ( В. Г. Собрание сочинений. В 10 т. Т. 3. M., Гослитиздат, 1954, стр. 128--130, 132.)

    "... В этом году на озере, в первый раз, может быть, с сотворения мира, вместо религиозных -- политические разговоры. Какой-то студент собрал вокруг себя боль­шую толпу и говорит о непорядках в России и о необ­ходимости представительного образа правления. Толпа слушает с недоумением и, пожалуй, с сочувствием. Не­вдалеке другой студент говорит то же, стараясь подла­диться к религиозным формам мысли. Но это ему не удается. Спор скоро сходит, по-видимому, против его воли, на вопрос о почитании икон. Какой-то седой ста­рик, с умным и приятным лицом, скоро сбивает его на этом пункте, и спор в этой кучке скоро стихает. Но дру­гой оратор держит толпу дольше. Вернее - его уже держит толпа. Урядник, староста и несколько явных черносотенцев, постоянно подстрекаемых этой кучкой, то и дело предлагают вопросы явно провокационные. Студент уже два-три раза пытается уйти, говоря, что ему пора уезжать. В стороне, на дороге, его дожидается почтовая, кажется, пара, и кто-то, кажется, соседний оратор, уже сидит в сиденьи. Но каждый раз какой-то долговязый субъект с возрастающим задором останав­ливает его, предлагая новый вопрос. Из его объяснений я узнаю о депутации Трубецкого, принятой царем.

    Мои девочки стоят невдалеке от урядника и видят, как от кучки спорящих то и дело подбегают к уряднику и еще к каким-то субъектам, с ним стоящим, за инструкция­ми. Они передают мне об этом, и я вижу, что спор за­тягивается неспроста. Я решаюсь вмешаться и в пер­вый же раз, как студент останавливается, а его оппо­нент еще не успел предложить нового вопроса,-- я подхватываю слова студента о депутации и начинаю объяснять ее смысл и значение. Мне удается овладеть вниманием толпы... Через некоторое время я с удовольствием слышу звон колокольчика. Оратор уехал. В кучке около меня сочувственное внимание. Какой-то из субъектов урядницкой клики проталкивается ко мне и без церемонии заглядывает мне в лицо. Мои девочки слышали, как он подошел к уряднику и сказал:

    Они думали, что я тоже "из ихних", т. е. из молоде­жи. Но я веду свою речь в таком тоне, который поня­тен толпе и не даст повода придраться и натравить толпу против меня, что могло случиться со студентом.

    Я не в первый раз на Святом озере, но еще в пер­вый раз слышал на нем политические речи... Видно, что это уже носится в воздухе. Толпа прислушивается с интересом и видимым вниманием.

    Во Владимирском мы переночевали. Наутро там не­что вроде ярмарки. Мы с девочками и Андрюшей бро­дим между лотками. К Соне и Наташе то и дело под­ходят женщины и без церемонии щупают их косы, ре­шая--привязанные они или нет.

      мо­тельно волосы очень жидки, косицы бедные..."

    Обратный путь мы сделали на Шелдеж и Корельское, а затем на Нижний Новгород, с которым у нас с сестрой были связаны наши первые детские воспоми­нания.

    Раздел сайта: